Дом Нирнзее, "тучерез", дом холостяков - все это названия здания в Большом Гнездниковском переулке.
Именно здесь Михаил Афанасьевич Булгаков познакомился со своей третьей женой- Еленой Шиловской, ставшей прообразом Маргариты, из его романа "Мастер и Маргарита".
История самого дома начинается в мае 1912 года- архитектор Эрнст Нирнзее купил участок под строительство доходного дома и обратился в городскую управу за разрешением "... выстроить вновь каменное в 9 этажей жилое строение для маленьких квартир, с жилым полуподвалом»… «…с отдельной столовой над частью 9 этажа, центральным водяным отоплением, проездными воротами под сводом… ".
До 1931 года дом Нирнзее оставался самым высоким жилым зданием Москвы (40м).
При проектировании расчет был сделан на одиноких служащих, большую часть времени проводящих на работе. Дом состоял из малогабаритных 1-ком квартир без кухонь, на крыше дома предполагалось расположение столовой. К услугам жильцов были электрические лифты, телефонная подстанция, маленькие сейфы и просторные антресоли в квартирах, специальные окна-проемы вместо холодильников.
Во время войны в 1915г Нирнзее продал дом банкиру Рубинштейну. А в 1917г после национализации его превратили в дом-коммуну, переименовав в Четвертый дом Моссовета. Здесь расквартировали партийных работников, сотрудников Коминтерна, служащих советских учреждений. Для управления домом создали Правление, председателем которого стал Л.Б. Каменев, а в его в состав включили новых жильцов - В.Н. Подбельский, Е. К. Малиновская, И. С. Лихачёв, А.С. Бубнов, А.Я. Вышинский (занимал две большие квартиры на 8-м этаже). В начале 1920-х годов в доме жили партийные деятели П.И. Баранов, Г.Л. Пятаков, М.Ф. Шкирятов, С.П. Акопян, В М. Михайлов, отец и брат Л.Д. Троцкого, сотрудник газеты «Правда» И.Г. Филипченко
В 1920х Михаил Булгаков часто захаживал сюда, чтобы сдать статьи в берлинскую газету "Накануне", располагавшуюся на первом этаже. В подвале дома работали: театр-кабаре «Летучая мышь» Н. Балиева (с 1915), кабаре «Кривой Джимми», цыганский театр «Ромэн», театр-студия Ф. Каверина. Именно здесь в 1924 году открылся Театр сатиры. В гостях у Моисеенко он познакомился с Еленой Шиловской, которая вскоре ушла от своего мужа к Булгакову.
Во время национализации на крыше открыли смотровую площадку, с которой Булгаков обозревал москву в очерке "Сорок сороков":
Это была высшая точка — верхняя платформа на плоской крыше дома бывшего Нирнзее, а ныне Дома Советов в Гнездниковском переулке. Москва лежала, до самых краев видная, внизу. Не то дым, не то туман стлался над ней, но сквозь дымку глядели бесчисленные кровли, фабричные трубы и маковки сорока сороков. Апрельский ветер дул на платформы крыши, на ней было пусто, как пусто на душе. Но все же это был уже теплый ветер. И казалось, что он задувает снизу, что тепло подымается от чрева Москвы. Оно еще не ворчало, как ворчит грозно и радостно чрево больших, живых городов, но снизу сквозь тонкую завесу тумана подымался все же какой-то звук. Он был неясен, слаб, но всеобъемлющ. От центра до бульварных колец, от бульварных колец далеко до самых краев, до сизой дымки, скрывающей подмосковные пространства.
А вот, что он писал о ресторане на крыше. который вернулся туда в 1921г:
На нижней платформе, окаймляющей верхнюю, при набегавшем иногда ветре шелестели белые салфетки на столах, и фрачные лакеи бежали с блестящими блюдами. Нэпманы влезли и на крышу. Под ногами были четыре приплюснутые головы с низкими лбами и мощными челюстями. Четыре накрашенных женских лица торчали среди нэпмановских голов, и стол был залит цветами. Белые, красные, голубые розы покрывали стол. На нем было только пять кусочков свободного места, и эти места были заняты бутылками. На эстраде некто в красной рубашке, с партнершей - девицей в сарафане - пел частушки...
В середине 1920х ресторан нэпмановцев закрылся и тут появилось кафе-столовая Моссельпрома "Крыша"
Спустя время здесь расположилось издательство "Советский писатель", а после- "Вопросы литературы".
В военное время в доме размещался штаб и командный пункт 56й зенитной артиллерийской дивизии московской зоны ПВО. Зенитные орудия на крыше простояли до 1960г.
Также на крыше дома проходили съемки х/ф "Служебный роман"
Подписывайтесь на канал, отмечайте понравилось вам или нет :)