Тактико-технические характеристики:
- Годы разработки: 1943 год
- Годы производства: 1943—1944 год
- Годы эксплуатации: c 1943 года
- Количество выпущенных: 2050 штук
- Экипаж: 4 человек
Габаритные размеры:
- Длина корпуса: 6.1 метра
- Ширина: 3.0 метра
- Высота: 2.3 метра
- Клиренс: 0.4 метра
- Боевая масса: 29,6
Вооружение:
- Калибр и марка пушки: Д-5СВ5 - 85 миллиметров
- Боекомплект пушки: 48 зарядов
Двигатель:
- Тип двигателя: дизель
- Модель двигателя: В-2-34, 12 цилиндров
- Мощность двигателя: 500 лошадиных сил
- Мощность двигателя: 375 кВт
Скорость:
- Скорость по шоссе: 55 километров/час
- Запас хода по шоссе: 150 километров
История создания и интересные факты
СУ-85 первая средняя самоходная артиллерийская установка Красной армии. Работяга войны, не знавший парадов. Созданный для борьбы с Panzerkampfwagen VI Ausf. H1 (TigrI) и Panzerkampfwagen V Panther, уже через год замененная на среднюю самоходку СУ-100, но все же во многом первая в истории. Самоходка СУ-85 начинается с весны 1943 года, когда артиллерийский комитет, главного артиллерийского управления Красной армии, предъявил задание на проектирование новой установки с 85-миллиметровым орудием.
Основным требованием к создаваемой машине, было уничтожение тяжелых танков Tiger на дистанциях от 500 до 1000 метров. Проектирование самоходки осуществлялось конструкторским бюро "Уралвагонзавода" на базе самоходки СУ-122. Ведущим инженером был назначен Николай Васильевич Курин, к слову уже в наши дни Курин являлся участником создания зенитно-ракетного комплекса С-300 на гусеничном шасси. По форме корпуса, компоновки узлов и агрегатов, расположению люков и приборов наблюдения, СУ-85 была аналогична самоходке СУ-122. Корпус представлял собой жесткую броневую коробку. Броневая защита противоснарядная, корпус и рубка сварные, выполненные из броневых катаных листов толщиной 20 и 45 миллиметров. Установка пушки в корпусе была выполнена с помощью рамочной конструкции крепившиеся к верхнему лобовому листу.
Объема рабочих мест экипажа, не стесняли условия его работы. Состав экипажа машины входили четыре человека. Боевое отделение и отделение управления были совмещены, механик-водитель и наводчик размещался слева от орудия. За ним заряжающий, командир машины справа от орудия. Для командира установки в крыше корпуса приваривается броневой колпак, с призматическим и перископическими приборами наблюдения. Позже число призматических приборов довели до двух, а их общее количество возросло с трех до пяти.
В лобовом и бортовых листах имелись отверстия для стрельбы из личного оружия закрываем и броневыми заглушками. Слева от колпака командира на крыше, находился люк для установки в боевом положении панорамного прицела, а за ним посадочный люк с двустворчатой крышкой. Люк механика-водителя был заимствован у среднего танка Т-34 без изменений. Для очистки воздуха от пороховых газов, в боевом отделении на крыше устанавливался вытяжной вентилятор. В последующем он был упразднен из-за неудобства пользования смотровыми приборами размещавшихся на крыше рубки. У правого бортового и кормового броневых листов. Для обеспечения вентиляции всего боевого отделения, приоткрывали створку входного люка на кормовом листе рубки. Изначально предполагалась установка 85-миллиметрового орудия С-1, но в процессе создания самоходки, по предложению Уралвагонзавода. Заводом No9 наркомата вооружений, было сконструирована новая 85-миллиметровая пушка Д5С-85, считавшаяся наиболее приспособленной для установки.
Однако в мае 1943 года из центрального артиллерийского конструкторского бюро имени Грабина, поступил еще один проект. Орудие С-18, основным недостатком которого был большой вес и не удачная компоновка. Испытанные орудия С-18, отказывались нормально работать, а проектировщики и изготовители вместо устранения недостатков, принялись обильно писать доносы друг на друга. В результате неисправные С-18 были все-таки доведены до ума и поступили для вооружения двух прототипов самоходки СУ-85.
В конечном итоге, было решено изготовить три опытных образца самоходки. СУ-85-1, с орудием С-18-1 измененной люлькой Уралвагонзавода. СУ-85-2, с орудием Д5С-85 завода No9 и СУ-85-4 с орудием С-18ЦАКБ. При проведении контрольных испытаний и отстрелов, наиболее эффективно себя проявил образец СУ-85-2 с орудием Д5С-85 завода No9 совершив 100% выстрелов без поломок. Его собратья похвастаться этим не смогли, по причине выхода из строя спусковых механизмов. Испытания проходили до 6 августа 1943 года самоходка с орудием Д5С-85 была признана наиболее удобным для работы экипажа, с наименьшим временем заряжания, с наибольшим средним темпом стрельбы, как минимум в четыре раза быстрее образцов с орудиями С-18 и С-18-1. Скорострельность орудия с закрытыми люками боевой рубки, составляла 6-7 выстрелов в минуту. СУ-85 с пушкой Д5С-85 весила на 850 килограмм меньше конкурентов, орудие было более сбалансировано и более надежно. Кроме того, орудия С-18 и С-18-1 требовали больше времени для обслуживания в боевой обстановке к примеру для доступа к противооткатным устройствам затрачивалось 3-4 часа. Самоходка СУ-85 с орудием С-18 помимо прочего, имела недостаток по ограничению обзора для мехвода из-за большей бронировки орудия и уменьшало боекомплект. По своим ходовым качествам СУ-85 была признана не отличающийся от характеристик среднего танка Т-34.
Нельзя не отметить, что по результатам испытаний, все три орудия имели дефекты, но из-за нужды войск в 85-миллиметровом орудие. Окончательным стало решение приемочной комиссии и постановление с No3892 о принятии на вооружение самоходки СУ-85 с пушкой Д5С-85. Примечание этим же постановлением на Уралвагонзаводе прекращалась производства самоходок СУ-122 и средних танков Т-34. Завод начал изготавливать только СУ-85. В качестве основного орудия на СУ-85 использовалась 85-миллиметровой нарезная пушка dД5С-85 с полной длиной ствола 51.6 калибра или 85-миллиметровая нарезная пушкаД5С-85А с полной длиной ствола 48.8 калибра.
В боекомплект орудия входили 48 унитарных выстрела, с бронебойный-трассирующими остро-головыми и тупоголовыми снарядами БР365К и БР365, со взрывателями МД5 и МД8. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 792 м/с, осколочного снаряда 785 м/с. С 1944 года в состав боекомплекта был введен выстрел с подкалиберным бронебойно-трассирующих снарядом БР360-5Р.
Дополнительно в корпусе машины укладывались два пистолета-пулемета ППШ, с боекомплектом 1420 выстрелов. Всего производство СУ-85 продолжалась на Уралмашзаводе с августа 1943 года по октябрь 1944 года. В ходе производства учитывался опыт боевого применения и отзывы командиров.
ССЫЛКА НА ВТОРУЮ ЧАСТЬ СТАТЬИ МОЖНО НАЙТИ ТУТ