Найти тему
Ruslan Khamzin

25-летие первого титула Шумахера

13 ноября 2019 года исполняется 25 лет с момента первого триумфа Михаэля Шумахера в чемпионате Формулы-1. В этот день мы вспомним, как такое стало возможным.

Зарождение Великого Михаэля
Зарождение Великого Михаэля

1994-й год в истории чемпионата мира Формула-1 стал во многом переломным. Во-первых, изменились правила - отмена управляющей электроники, позволяющей делать болиды стабильными и быстрыми на любых трассах, ушла в прошлое. В итоге машины 1994 года стали нестабильными и капризными в настройке. Особенно пострадали от этого триумфаторы двух последних сезонов - 1992 и 1993 - команда Williams.

Старт Гран При Испании 1994
Старт Гран При Испании 1994

Во-вторых, большие перемены произошли в пилотском составе. Повесил шлем на гвоздь чемпион прошлого года Ален Прост, ушел Найджел Мэнселл. Риккардо Патрезе и Нельсон Пике также завершили свои карьеры. Очередной потерей стал уик-энд в Имоле 1 мая 1994 года, когда из возможных претендентов на титулы и победы навсегда выбыл великий Айртон Сенна, но это уже совсем другая история.

Айртон Сенна в своем болиде
Айртон Сенна в своем болиде

В итоге на стартовой решетке Гран При Монако 1994 года не осталось ни одного чемпиона мира Формулы-1.

Старт Гран При Монако 1994
Старт Гран При Монако 1994

Таким образом, все было готово к революции. Френк Уильямс и Эдриан Ньюи пытались заставить капризное шасси Williams FW16 ехать стабильнее. Потеря Айртона Сенны после трех гонок сезона заставила пересмотреть структуру команды, сделать ставку на сына двухкратного чемпиона мира Грэма Хилла - Деймона - пилота достаточно быстрого, но без ярко выраженных чемпионских амбиций.

Знаменитая "нулевка" Хилла в Монако
Знаменитая "нулевка" Хилла в Монако

В пару Хиллу пригласили Дэвида Култхарда - тест-пилота без опыта гонок в Ф-1.

Хилл и Култхард (слева направо)
Хилл и Култхард (слева направо)

Интересный момент заключается в том, что в 1994-м году Хилл использовал нулевой номер, так как "единица" была "зарезервирована" за ушедшим из гонок Простом.

Итальянская команда-мечта Ferrari находилась в затяжном кризисе. Туда только перешел из ралли небезызвестный Жан Тодт и начинал готовить свои наполеоновские планы по возвращению жеребцам и Маранелло былого величия. Но до этого было еще долго, а пока Герхард Бергер и Жан Алези на двоих одержали лишь 1 победу в сезоне-94.

Ferrari 1994: Ди Монтеземоло, Жан Алези, Герхард Бергер, Жан Тодт и тест-пилот Никола Ларини в кокпите
Ferrari 1994: Ди Монтеземоло, Жан Алези, Герхард Бергер, Жан Тодт и тест-пилот Никола Ларини в кокпите

Еще хуже обстояли дела у некогда славной команды McLaren. Сенна своим уходом как-будто забрал с собой скорость красно-белых болидов, и в 1994-м году даже подиумы для Мики Хаккинена и Мартина Брандла стали редкостью.

Ахиллесова пята болида McLaren 1994 года - двигатель Peugeot
Ахиллесова пята болида McLaren 1994 года - двигатель Peugeot

Во всех этих обстоятельствах нашлась и команда, и пилот, которые на останках империи прошлого смогли основать свою собственную, мастерски воспользовавшись проблемами всех прочих лидеров. Команда-мечта 1994-го года называлась Mild Seven Benetton, использовала моторы Ford, руководил ей Флавио Бриаторе, а статусом первого пилота безраздельно владел молодой Михаэль Шумахер, проводящий свой 3-й полный сезон в Королевских гонках и уже создавшего репутацию быстрого и трудолюбивого парня.

Флавио Бриаторе (слева), Жан Алези и Жан Тодт
Флавио Бриаторе (слева), Жан Алези и Жан Тодт

Имея в запасе всего 2 победы за два предыдущих года, Шумахер начал сезон в роли темной лошадки, но быстро показал, кто в доме хозяин, выиграв 6 из первых семи гонок, набрав 66 очков из 70 возможных и став единоличным претендентом на чемпионский титул. Единственная осечка произошла в Испании, где Михаэль часть гонки ехал только на 5-й передаче (!), умудрившись не только не заглохнуть на пит-лейн и не вылететь с трассы, но и финишировать 2-м. Флавио Бриаторе до сих пор считает эту гонку одной из лучших для Михаэля Шумахера.

Шумахер, Хилл, Бланделл на подиуме в Испании
Шумахер, Хилл, Бланделл на подиуме в Испании

Итак, Шумахер на всех парах летел к завоеванию досрочного титула, и так оно и было бы, но в дело вмешалась "судьба" в виде невидимой руки FIA (с подачи Макса Мосли и Берни Экклстоуна).

Берни Экклстоун (слева) и Макс Мосли
Берни Экклстоун (слева) и Макс Мосли

Дело в том, что правила, направленные якобы на снижение скоростей, увеличение роли таланта гонщиков и повышение безопасности гонок, не только не решили эти насущные проблемы, но привели к обратному эффекту. Пилоты продолжали получать травмы и даже гибнуть, пытаясь совладать со своенравными болидами без электронных систем контроля. А первая половина чемпионата превратилась в гегемонию одного пилота, пусть и безусловно талантливого и трудолюбивого. В этих условиях стрелы полетели в FIA, и они должны были предпринять что-то для отвлечения внимания от темы безопасности гонок, пусть это даже и означало бы оскандаливание самого чемпионата и создание искусственной борьбы на трассе.

В процессе чемпионата вводились все новые и новые ограничения, направленные на снижение скоростей. И все больше и больше было подозрений, что кое-кто, кому все слишком хорошо удается, обходит эти запреты.

Все началось на Гран При Великобритании, который проходил в начале июля в Сильверстоуне, на родине Формулы-1, что по-своему символично. Дело в том, что на каждом прогревочном круге, которых в этой гонке было два, Шумахер обгонял Хилла, стартовавшего с поул-позиции, затем возвращая позицию. Это выглядело подозрительным, но не таким и опасным. Нужно понимать, что в то время правила не были такими строгими, как сейчас, да и другие пилоты частенько допускали такие вещи. За примерами далеко ходить не надо - Хаккинен и Баррикелло сделали то же самое. Но всевидящее око FIA сконцентрировалось на проступке Шумахера, пропустив все остальные инциденты. И вот, неумолимое наказание в виде 5 секундного Stop&Go на 27-м круге - через полчаса после начала гонки! Но Шумахер не заехал в боксы, так как на капитанском мостике Benetton шла полемика с судьями по поводу легальности штрафа как такового, в результате чего Михаэлю показали черный флаг (дважды), который потом же отозвали (что вообще-то не было распространенной практикой - не припомню другого такого случая) по согласованию с судьями. В результате свой 5-ти секундный штраф Шумахер все-таки отбыл, и финишировал вторым позади Хилла.

Злополучный Stop&Go
Злополучный Stop&Go

Казалось бы, инцидент исчерпан, но бюрократическая машина FIA лишь раскручивалась, и через 2 недели Всемирный Совет повторно рассмотрел эпизод, наложил штраф на команду в размере полумиллиона долларов, лишил Шумахера заработанных очков, и более того, дисквалифицировал Михаэля аж на две гонки! Презумпция невиновности? Не, не слышали!

Таким образом, FIA явно подыгрывала Хиллу и Williams в чемпионате, о чем говорило всё. Возможно, таким образом они хотели восстановить справедливость, ведь машина именно Шумахера, в отличие от его партнеров по команде - Йоса Ферстаппена и Джонни Херберта - ехала очень хорошо. Но легальность конструкции и электронных систем никто оспорить так и не смог, а поэтому в ход пошли политические инструменты.

Benetton подали апелляцию, а так как Совет собраться раньше осени не смог, в следующих гонках Михаэль участвовал, в том числе и в своей домашней гонке в Хоккенхайме.

Но в Гран При в Германии все лидеры сошли или не набрали очков, так что этот уик-энд на расстановку сил никак не повлиял, и лишь запомнился победой Бергера на Феррари, "завалом" на первом круге и зрелищным пожаром на болиде Йоса Ферстаппена в боксах Benetton.

Знаменитые кадры пожара в боксах Benetton
Знаменитые кадры пожара в боксах Benetton
Победа Герхарда Бергера
Победа Герхарда Бергера

Следующий Гран При Бельгии - на одной из любимейших трасс Шумахера в Спа-Франкоршам - обещал триумф немца, что и произошло, но в итоге это обернулось новой дисквалификацией. Дело в том, что специальная планка под днищем была стесана больше допустимого уровня. В любом другом случае это можно было списать на вылет и атаку бордюрных камней, но не в 1994-м и не с Benetton. Таким образом, Шумахер лишился очередных 10 очков, подарил победу Хиллу и отправился отбывать дисквалификацию на две гонки.

Та самая планка
Та самая планка

Выйдя из здания суда в Париже Михаэль изрек: "Мои чувства — смесь из беспомощности, гнева и разочарования. Мне нужно хотя бы полчаса, чтобы оправиться от шока, и несколько дней, чтобы сосредоточиться и подумать о будущем. Сегодня утром я был спокоен и уверен — наши аргументы исчерпывающи для любого суда. Но и их не хватило. Теперь я чувствую себя настолько ошеломленным, будто на ближайшие полтора месяца утратил цель в жизни".

Шумахер против FIA
Шумахер против FIA

План FIA сработал. Но и Хилл не сплоховал, выиграв 2 гонки, которые Шумахер пропустил - Италию и Португалию. И как итог, за 3 гонки до финиша претендентов на титул разделяло 1 очко! Кто мог такое предположить еще летом?!

Обменявшись победами и 2-ми местами в Гран При Европы и Японии, Шумахер и Хилл подошли к последнему этапу в Австралии с разрывом во все то же единственное очко. Понятно, что Шумахера лишили 16 заработанных очков а еще многих потенциальных из-за пропуска двух гонок, но ситуация была такая, какая была. Понятно, что настроение у Михаэля не могло быть хорошим. Все понимали ситуацию, и только опередив Хилла, либо не заработав очки дуэтом, можно было рассчитывать на столь вожделенное и заслуженное чемпионство.

Но прессинг был колоссальный. Михаэль разбил машину в пятничных свободных заездах. В этом Гран При в Williams вернулся Найджел Мэнселл, и завоевал поул-позицию. Шумахер стартовал вторым, Хилл - третьим. Старт лидеры чемпионата выиграли, начали отрываться и слетанной парой ехали в полусекунде друг от друга. В те времена машины не теряли прижима и не расходовали резину так интенсивно, преследуя друг друга, поэтому до 36-го круга гонка держала всех в напряжении, пока Шумахер вдруг не вылетел с трассы и ударился подвеской о бетонное ограждение. Наверняка Михаэль в этот момент не успел все как следует просчитать, но он отвернул в сторону намеревавшегося его обогнать Хилла. Дальше произошло известное столкновение, после чего машина Михаэля была повреждена и остановилась сразу, а Хилл поехал в боксы.

Столкновение года
Столкновение года

Когда Шумахер выбирался из искореженного болида, он еще не знал, что Хилл тоже сошел, но уже в боксах. Таким образом, судьба этого очень противоречивого чемпионата была решена в столь же противоречивом столкновении на трассе. Хилл разочарованно мотал головой в болиде. Скорее всего, он был раздосадован даже не тем, что упустил титул, но тем, что Шумахер сделал это намеренно. Сам же Михаэль не мог скрыть улыбку в момент, когда узнал о сходе принципиального соперника, ведь теперь никто, кроме судей, не мог лишить его титула чемпиона мира. И никто не посмел!

Чемпион мира 1994 года!
Чемпион мира 1994 года!

И вот 25 лет назад, 25-летний Шумахер, выиграв 8 Гран При по ходу сезона (на самом деле 9) и набрав 92 балла (в реальности 108) стал одним из самых молодых чемпионов мира Формулы-1, а также первым немецким чемпионом, чем породил небывалый интерес к своей персоне не только у себя на Родине, но и во всем мире. У гонщика, фамилию которого пару лет назад еще мало кто мог произнести без ошибок, появилось множество поклонников и даже фанатов по всему миру. Что было дальше - уже история. 7 титулов, 91 победа и звание одного из самых талантливых и титулованных спортсменов в мире. Но свой самый первый чемпионат он добыл кровью, потом, тяжбами, интригами, переживанием трагедий и тримуфов - все, что было характерно для этого непростого времени.

источники: https://www.f1news.ru

https://autosport.com.ru/f1/32476-vspominaya-gp-ispanii-1994-pilotazh-shumahera-na-5-y-peredache

https://www.racefans.net/2014/05/29/1994-spanish-grand-prix/

http://www.carracer.ru/formula_1/1994/november/formula-1_1994_goda_diskvalifikaciya_shumahera_i_poslednie_etapy_gran-

https://www.motorsportmagazine.com/archive/article/october-1994/20/diary-somebody