Сейчас я уже и не вспомню, когда первый раз посмотрела его. Вскоре после выхода на экраны. Но я очень хорошо помню, как весь фильм не могла понять, к чему приведет сюжет, а концовка оказалась более, чем неожиданной и щемяще-грустной. Даже после просмотра "Хатико" не было так грустно.
Фильм "Шестое чувство" режиссера Найта Шьямалана по праву может претендовать на звание "самый" сразу по нескольким номинациям:
- самый грустный фильм
- самый нестандартный фильм ужасов
- самый оригинальный сценарий
- самый лучший актер-ребенок
- самый неожиданный исполнитель главной роли
- самая непредсказуемая концовка
- самый успешный неожидаемый фильм
Найт Шьямалан прославился тем, что успех и неудача выстраиваются у него по синусоиде - от громких провалов до оглушительного успеха. Он несколько раз оказывался под обстрелом из тяжелых орудий от критиков, разгромивших его фильмы "Повелитель стихий", "Девушка из воды" и "После нашей эры". Из-за этого его не утвердили как режиссера "Гарри Поттера и Принца-полукровки". У него 10 номинаций на "Золотую малину", в том числе четыре из них как худший режиссер, и шесть номинаций на "Оскар", одна из них - как лучший режиссер.
"Шестое чувство", безусловно, стало звездным часом Шьямалана. После выхода фильм очень быстро вышел на первое место и по кассовым сборам, и по количеству продаваемых дисков.
Обычно, когда смотришь очередное детище Голливуда, то после первых 10-15 минут уже знаешь, чем закончится, кто плохой, кто хороший, кого убьют, а кто красиво уйдет в закат. А от фильмов ужаса ничего особого ждать вообще не приходится, ибо в 99% это будет повествование, построенное на бу-эффектах.
"Шестое чувство" в этом смысле очень выгодно отличается от собратьев по жанру. Он хоть и считается ужастиком, но очень мало на него похож. Я бы предпочла называть его мистическим фильмом.
Завязка фильма и первая треть ни о чем не говорят: перед зрителем - обычная американская семья, муж и жена. Он - детских психолог, она - владелица небольшой антикварной лавки. И у них радостное событие: Малькольму вручают грамоту за его достижения в области психологической помощи детям. Внезапно в доме появляется один из клиентов Малькольма, который стреляет в него, а потом в себя. Затем события переносятся в "следующую осень". У Малькольма новый клиент - 10-летний мальчик по имени Коул, чья мать обеспокоена его странным поведением.
Исполнитель роли Малькольма Кроу Брюс Уиллис в этом фильме выступил в непривычном амплуа. При нем нет ни базуки, ни автомата, одет он не в рваную грязную майку, а в приличный деловой костюм. И вопреки обыкновению, он не источает потоки иронии и даже в его глазах не пляшут привычные чертики. Он в этом фильме - приличный буржуа, успешный человек, сделавший себя сам, и, надо думать, дела его идут в гору. И две трети фильма ты не понимаешь, каким боком тут тот выстрел и даже начинаешь забывать о нем.
Нельзя не отметить игру 11-летнего Хейли Джоэла Осмента - он вполне заслуженно получил номинацию на "Оскара" за эту роль, правда, награду выиграл Майкл Кейн. Но мэтр, получив статуэтку, воздал дань восхищения и уважения юному конкуренту. Осмент в мастерстве игры не уступает своим взрослым опытным коллегам, жаль, что с возрастом его карьера пошла на спад и после "Искусственного разума" все роли у него были проходными в картинах среднего и нижесреднего уровня.
Не менее запоминающийся образ создала Тони Коллет, сыгравшая мать Коула. Это образ классической матери-одиночки, мечущейся между двумя работами и сыном, не имеющей плеча рядом, ведь она даже не может передать часть забот бабушке ребенка - та недавно скончалась. Она хотела бы больше времени проводить с сыном, но не может бросить работу, и начинающиеся странности в поведении ребенка загоняют ее еще дальше в тупик, из которого, кажется, нет выхода.
Несмотря на то, что режиссер дает подсказки, например, предмет красного цвета, как символ смерти, появляется в кадре каждый раз, когда живые контактируют с умершими, - красное платье на жене Малькольма, красная палатка в квартире Коула, красный свитер на самом Коуле, красное платье на мачехе Киры, краснеющие цифры на магнитофоне, когда Малькольм прослушивает запись, красный лак на ногтях матери мальчика, когда она замечает странные блики на его фотографиях, фамилия Коула Sear произносится так же, как английское слово seer, что значит "видящий", фамилия психолога Crowe произносится так же, как сrow, что значит "ворон" - птица-вестник смерти - зрителю все равно трудно выстроить цепь из подсказок и отсылок. Практически до финальной сцены мало кто из зрителей понял, что на самом деле происходит в фильме.
При бюджете в $ 40 миллионов фильм собрал в прокате и от продажи дисков 672 806 292 $. Феноменальный успех фильма оказался неожиданным для всех - картину даже не включили ни в один из списков самых ожидаемых и просто ожидаемых фильмов года. Никто не мог предположить, что она будет столько успешной, более того, за месяц до премьеры президента компании Disney Дэвида Фогеля, купившего за два с половиной миллиона долларов сценарий, уволили за необоснованную трату средств. Интересно, перед ним хотя бы извинились?
От первоначальной версии фильм сильно отличается - Шьямалан вырезал почти все сцены с собственным участием (он играл роль доктора Хилла), потому что ему очень не понравилась собственная игра и он посчитал, что она портит впечатление от фильма. Удалена еще и сцена в больнице, где Коул на каждом подоконнике видит призраки изуродованных людей - Шьямалан посчитал эту сцену слишком жестокой для фильма от Disney. В результате картина обрела некоторое изящество, которое на контрасте с ужасами, преследующими Коула, дало завораживающее представление, то погружающее зрителя в мир расслабленного созерцания, то швыряющее его в пропасть кошмара и эстетического шока.
Фильм входит в список "1000 фильмов, которые вы должны посмотреть, прежде, чем умрете", поэтому, если вы вдруг по каким-либо причинам еще не видели его - посмотрите обязательно. К просмотру рекомендуется.