Найти тему

БОГАТСТВО РЕК И МОРЕЙ

часть 1

pxhere.com/ru/photo/172193
pxhere.com/ru/photo/172193

В нашем крае бесчисленное количество рек, лиманов и плавней. Соединенные с Азовским

и Черным морями различными гирлами и рукавами, они являются местом нерестилищ сотен пород рыб.

Притоки реки Кубани (Афипс, Псекупе, Большая Лаба) привлекают своими чистыми водами, быстриной и перекатами, удобными для икрометания, шемаю и рыбца, самых ценных по вкусовому качеству рыб.

Бурлящие на уступах мутные воды Кубани являлись и являются наиболее удобными для нереста осетровых.

Глиняные грузила и кости рыб, найденные при раскопках городищей, курганов, относящихся к первому и второму тысячелетию на Тамани и в Крыму.

Промысел и добыча рыбы происходили на территории края в очень давнее время, что в хозяйственной жизни племен Прикубанья рыболовство занимало не последнее место.

В бытность на Таманском полуострове Боспорского царства (оно возникло в седьмом - шестом веках до нашей эры) древние греки не только скупали у местного на селения рыбу, но и сами занимались ловом и засолкой ее в огромных чанах, сделанных из камня в земле.

Севрюга, осетр, сазан, судак, сом и тогда пользовались заслуженной славой у потребителя.

Богатство рек и морей, плавней и лиманов привлекало к себе предприимчивых греков и заставляло их основывать свои колонии на Тамани и в Крыму.

Менялось в силу тех или иных причин население Прикубанья и Приазовья, одни племена и народы приходили сюда, другие уходили или ассимилировались с коренными жителями, а реки, плавни и моря по-прежнему служили неиссякаемыми угодьями для рыбной ловли.

В конце пятнадцатого и начале шестнадцатого веков, когда о Боспорском царстве и славянском Тмутараканском княжестве напоминали лишь развалины, в низовьях Кубани, то есть в районе наиболее богатом рыбой, основались первые беглецы из Руси.

Это были крепостные крестьяне, раскольники.

Они нашли здесь не только возможность скрыться от своего помещика-крепостника, от царского гнева и кнута, но и достаточные средства к существованию.

Поселившись после разрушения и уничтожения Запорожской Сечи (конец 17-го века) на Кубани, бывшие запорожцы, или, как они стали называться, черноморцы, сразу отменили по достоинству богатства плавней.

Но рыбные угодья не попали в руки рядовых казаков - ими завладели старшины, а затем разноплеменные купцы.

Все важнейшие рыболовные промыслы попали в руки откупшиков, наиболее жестоким эксплуататором из которых оказался некий Посполитаки.

Забродчики, то есть рыбаки, бездомная Вольница, находились в рабской зависимости от Посполитаки и ему подобных. Т

акое же положение имели рыбаки и во все последующее время, вплоть до самой революции.

Хищнический, массовый лов рыбы недозволенными орудиями привел почти в полное истощение рыболовные угодья.

Добыча рыбы, в особенности осетровой, стала падать с каждым годом. Аппетиты всякого рода владельцев рыбозаводов и откупщиков привели рыбное хозяйство в самое плачевное состояние, а нещадная эксплуатация рыбаков стала невыносимой.

Дело доходило иногда до открытого протеста. Но в конечном результате положение рабочих становилось еще хуже.

Рыбаки вынуждены были работать с помощью самой примитивной техники, употребляя ловушки, крючья, никчемные бaйды да парусники, часто гибли во время штормов и жили нищенски.

Снасть, продовольствие - все было в руках прасолов Таланова, Твердохлебова и других. Не находил рыбак никакого выхода из сетей, в которые попадал сам.

Октябрьская революция в корне изменила судьбу и жизнь кубанских рыбаков, отдала рыбные угодья на службу народа.

Моря и реки, пруды и плавни были объявлены народной собственностью, что навсегда лишило эксплуататорские классы прав владеть рыбозаводами и добывать рыбу.

Рыбаки-единоличники в первые же годы существования Советской власти на Кубани были объединены в рыболовецкие кооперативы.

Они получили возможность работать для собственного блага и для блата своей Родины. Никто не имел права теперь наживаться на чужом труде, эксплуатировать человека.

Доходы стали поступать в распоряжение членов кооператива и по их же воле распределяться.

В коллективе стало легче работать, интереснее. Нужда, лишения постепенно забывались.

Рыбаки вооружились более совершенными орудиями лова, судами. Они перестали хранить секреты промысла и держать себя отчужденно от товарищей.

Однако запасы рыбы, истощенные прежде хищническим ловом, были незначительны. В 1880 году, например, улов осетровых в районе Азовского моря равнялся 31 тысячам центнеров, а в 1913 году он составлял всего лишь 6,3 тысячи центнеров.

Требовались государственные мероприятия, чтобы эти запасы удовлетворяли трудящихся давали постоянный улов.

хозяйства Плановое ведение рыбного оказало свое действие. Годовые приплод осетровых начали увеличиваться, и к 192 году улов красной рыбы в Азовском море повысился до 72,6 тысячи центнеров.

Чтобы поголовье рыб возрастало, правительство о запретило употреблять крючья 1953 году отменило лоз осетровых в море установлен также запрет на ловлю в изовьях Кубани и Протоки во времена производителей севрюги к местам тилищ.

Начали также в 1927 году искусственное рыборазведение. Но до 1953 на икра севрюги инкубировалась на специальных станциях в аппаратах Сес-Грина.

По снижении горизонта воды в реках скорость течения падала, что влияло на аппараты и понижало выход из них мальков.

Сейчас успешно применяются аппараты системы Ющенко - они очень удобны для работы, имеют ряд преимуществ и дают высокие показатели.

Только по Темрюкской рыбоводной станции выпущено в море в 1954 году 34,5 миллиона личинок осетровых (в 1950 году море получило лишь 2,1 миллиона).

В помощь рыболовецким артелям государство организовало моторно-рыболовные станции (MPC). Сразу же возросло техническое оснащение колхозов, что не замедлило сказаться на улове рыбы.

Наличие хороших морских судов расширило также зоны промысла, Лов рыбы производится сейчас не только у прибрежья, но и на большой глубине, а также вдали от своих станов, у берегов Абхазии и Аджарии. Кроме пассивного, возник активный лов.

Находясь на прекрасно оборудованном сейнере, рыбаки могут теперь выходить в море и, разыскав косяк рыбы, немедленно забрасывать невод, то есть не ждать у моря погоды, не ждать, пока рыба сама зайдет в расставленные невдалеке от побережья сети, а искать ее и вылавливать.

У совершенствование невода, механизация его выборки дают возможность полнее использовать орудия лова, брать рыбу с большой глубины.

Колхозы неустанны в своих поисках новых методов лова рыбы и усовершенствования старых. Особенно много времени и

удов уходило раньше на установку неводов на гундерном креплении. Стоит разыграться шторму, и весь труд пропал зря.

Невода срывало волной и уносило море. Лишь по одной Темрюкской MPC

1955 году погибло неводов свыше чем на миллион рублей.

Начали применять безгунерные ставники на донном креплении. освоив донное крепление, заменив колья якорями, рыбаки стали ставить невода глуби Азовского моря. Уловы рыбы увеличились.