Найти тему
ЗАГАДКИ ИСТОРИИ

Люди прошлого: новые соображения насчет древних Майя. Часть4

Оглавление

Исследования археологов-ученых Шортмана и Урбана о взаимодействии Майя и не-Майя дает аналогичную критику статических моделей социального взаимодействия, но в их случае взаимодействие происходит между различными группами идентичности.
Часто предполагается, что более сложная группа (Майя) в сфере взаимодействия будет доминировать над менее сложной группой (не-Майя). Что касается народов, не принадлежащих к Майя, проживающих в долине Нако в Гондурасе, которые взаимодействовали с народами Майя из полисов Копан и Киригуа, то ни одна из этих групп не могла доминировать над ресурсами, производством, транспортом и военными процессами и, следовательно, предопределять сеть зависимости между этими двумя группами.

Недавние исследования пола, статуса и идентичности меняют понимание организации и отношений власти в обществе Майя. Исторически социологи считали сильными действующими лицами истории элиту, мужскую элиту или западную мужскую элиту.
Новое исследование “других " групп - групп, считающихся маргинальными в современном западном обществе, - теперь показывает, что эти другие группы играют активную и неотъемлемую роль в своем обществе. Хотя некоторые группы могут обладать меньшей властью, чем другие, это не означает, что они были бессильны.

Вера и убеждения

Несмотря на их различия, есть, по-видимому, определенные основные верования о мире, которые древние люди Майя придерживались сообща.

Археология веры так же нова, как и археология людей. Часто считалось еще более невозможным оценить мысли древних людей, чем оценить самих ныне умерших людей.

Но исследования показали, что древние люди располагали свои здания значимыми способами во всех городах майя, и культурная карта их мировоззрения может быть выведена из плана города.
Для древних (и современных) Майя кардинальные направления были ключевым организационным принципом для их мира.
Цари часто строили королевские резиденции в северных районах городов, чтобы представить свою власть как Зенит власти (в космологии Майя север ассоциируется с восхождением солнца в Зенит, Северное положение в небе).
В рамках отдельных изображений люди систематически изображались в определенных местах, чтобы представлять влиятельные позиции и баланс сил между различными группами—гендерными группами, родственными группами и политическими фракциями.
В региональном масштабе аналогичные принципы направленности были применены для определения местоположения городов.
В прошлом году исследовательГейр Туртелло и его коллеги предположили и определили положение четырех малых городов, расположенных на равном расстоянии и в кардинальных ориентациях от города Ла-Милпа в Белизе.

Изображения основных мировых осей часто изображают пещеру в центре этих осей. Действительно, многие города майя были построены на вершине пещер. Но еще более интригующими оказались случаи, когда пещеры не возникали естественным путем, а Майя рыли искусственную пещеру под своим городом.

Находки в пещерах Майя
Находки в пещерах Майя

Является ли это мировоззрением элиты или вариантом мировоззрения всех народов майя?

В Чан Нохоле фермеры одного фермерского хозяйства положили тайник с обычными речными булыжниками на небольшой култун (подземная камера хранения, имеющая пещерную форму). Ученые интерпретировали булыжники как тайник, потому что их расположение и окраска напоминают современные и древние четырехсторонние направленные космограммы майя, где каждое кардинальное направление и центр соответствует цвету с зеленым в центре, белый на севере, желтый на юге, красный на востоке и черный на западе. В ходе других недавних раскопок были обнаружены тайники мирских предметов, депонированных в четырехстороннем порядке в ряде простых домохозяйств в районе проживания майя (11).¶ Похоже, что простые люди майя, а также элита считали, что мир представлен кардинальными направлениями и центром.

Священные пещеры Майя
Священные пещеры Майя

Идентификация обычных ритуалов является более поздней разработкой, чем идентификация элитных ритуалов. Поскольку предметы, которые обычные люди используют в ритуалах, часто являются обычными предметами, их ритуальное значение может быть упущено из виду.

Анализ исследований строительства дома из местечка Бартона Рами, Белиз, показал, что археологи могут распознать несметное количество путей, через которые знакомые вещи могут быть пропитаны ритуальными практиками.
Если ритуальные практики, которые археологи первоначально признавали классическими ритуалами элиты майя, действительно были повсеместно сформированы в домохозяйствах простых людей в классический и более ранние периоды, то просто может быть так, что многие ритуалы элиты классического периода были выведены из внутренних ритуальных практик простых людей майя.

Вывод

Джереми Саблофф, директор Музея археологии и антропологии Пенсильванского университета, начал писать книгу о Майя с шокирующего заявления:

” Я не особенно интересуюсь древними предметами. Конечно, мы интересуемся древними предметами, потому что это материальные записи, которые мы изучаем. Но новое направление в археологии состоит в том, чтобы использовать интерпретацию неодушевленных объектов для понимания одушевленных обществ, из которых эти объекты произошли.
Старый взгляд на древний ландшафт майя как на относительно незаселенное пространство пустых церемониальных центров, где несколько священников направляли жизнь нескольких крестьян, безусловно, уступает место картине активного и яркого мира Майя, с социально и экономически отличительными персонажами, которые все могли что-то предложить своему обществу и нам".