Найти тему
History. Facts.

Художник, стоявший за "Рождением Венеры"

В своих знаковых шедеврах эпохи Возрождения Боттичелли использовал христианскую тематику и классические мифы в честь своих покровителей, Медичи, открывая новые горизонты.

stihi.ru/pics/2018/08/20/5882.jpg
stihi.ru/pics/2018/08/20/5882.jpg

Крещенный Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи, Сандро Ботичелли начал свою жизнь около 1445 года, будучи младшим сыном кожевника во Флоренции, был маленьким итальянским городом. Разрушенный столетием ранее черной смертью, город восстановился и вырос в известности и процветании. Мощные купцы и банкиры вкладывали свои богатства в живопись, скульптуру и архитектуру, и Флоренция стала эпицентром нового движения, которое наиболее красноречиво выразило свои ценности - гуманизм, мудрость и истину - через искусство. В работах Сандро Боттичелли воплощены ценности раннего Возрождения, в которых органическая красота сочетается с геометрической точностью.

Золотой мальчик

У Сандро был старший брат, которого якобы называли "бочкой" из-за его приземистой конструкции, и считается, что именно так молодой Сандро получил прозвище Botticelli. Это имя оставалось с ним на всю оставшуюся жизнь и стало синонимом некоторых величайших произведений искусства Флоренции.

Деталей ранней жизни художника немного. Из детства Боттичелли историк 16 века Джорджио Вазари писал: "Хотя [Боттичелли] легко узнал все, что пожелал, тем не менее он был беспокойным...". [и поэтому] устал от капризов мозга своего сына, в отчаянии отец учил его ювелиру". Этот опыт появляется в картинах Боттичелли в форме тщательного и сложного расцвета.

Во времена молодости Боттичелли Флоренция была центром инноваций в итальянском искусстве. Флорентийский скульптор Донателло использовал свои обширные знания классических произведений, чтобы поднять свое искусство на новые высоты. Доминиканская базилика Санта-Мария-Новелла разместила фреску Масаччо "Святая Троица". Завершенная в 1427 году, она считается первой работой по полному применению законов линейной перспективы.

Ученые считают, что Веспуччис, состоятельные знакомые семьи Боттичелли, обеспечили ему ученичество у одного из величайших художников региона - Фра Филиппо Липпи. У Липпи была мастерская в соседнем городе Прато, и подросток Боттичелли учился вместе с ним и писал свои первые работы под опекой Липпи.

images.aif.ru/008/668/5776eb319004c81216b56d37df1ff339.jpg
images.aif.ru/008/668/5776eb319004c81216b56d37df1ff339.jpg

Флорентийские финансисты

Художники эпохи Возрождения, такие как Липпи и Боттичелли, полагались на влиятельных покровителей для финансирования своих работ. Во Флоренции 15 века могущественная семья Медичи финансировала многих величайших художников эпохи. Флорентийский филиал семьи сделал свое состояние в текстильной и банковской сфере.

Козимо де Медичи пришел к власти в 1434 году и сразу же приступил к обширной строительной программе, включающей в себя завершение грандиозного купола Филиппо Брунеллески на дуомо Санта-Мария-дель-Фиоре во Флоренции. Вся эта новая архитектура создавала спрос на произведения искусства для их наполнения, которые художники были рады предложить.

В 1464 году, во время ученичества Боттичелли, Козимо умер, и его сменил сын, Пьеро ди Козимо де Медичи. Пять лет спустя сыновья Пьеро, Джулиано и Лоренцо (позже "Лоренцо Великолепный") стали соруководителями и продолжали подпитывать аппетит к великому искусству, начатый их дедушкой.

Около 1468 года Боттичелли покинул Липпи, чтобы учиться у других мастеров, включая Андреа дель Верроккио, учительницу Леонардо да Винчи, чье влияние придало скульптурным, прочным качествам фигурам Боттичелли. В 70-е годы ХХ века Боттичелли основал собственную мастерскую. Хотя его покровители часто выбирали его темы - как священные, так и светские - Боттичелли воплощали идеал Возрождения отдельного художника, свободно позволяя его гению определять его особый стиль. Он доказал, что является шедевром алтарной живописи и круговой, преданной живописи под названием "Тонди", наиболее известной из которых является "Мадонна Великолепия".

В это время Боттичелли установил тесные рабочие отношения с Медичи, который заказал у него несколько картин. Среди них "Портрет молодого человека с медалью Козимо Старшего" 1474-1475 годов и "Поклонение волхвам" 1475 года, в котором содержатся портреты членов семьи Медичи, отдающих дань памяти Святому Семье.

Карьера Боттичелли совпала с расцветом неоплатонизма, философии Возрождения, основанной на учении Платона. Неоплатонизм признавал превосходство духа над материей и рассматривал интеллект и любовь как руководство душой к Богу. Козимо поощрял эту философию, которая была продолжена его наследниками. Они также смотрели на классический мир, чтобы проиллюстрировать свои собственные истины.

Самые известные работы Боттичелли также черпают вдохновение в классическом мире. По заказу Медичи, его великие мифологические произведения 1480-х годов, включая "Примавера", "Рождение Венеры", "Паллас и кентавр", отражают неоплатонические ценности в их прекрасном воспроизведении классического материала. На первый взгляд, эти работы выходят на поверхность, но плавная кисть Боттичелли и сложные детали создают новый уровень смысла, как аллегорический, так и символический, для привлечения зрителя.

-3

Меняющиеся времена, меняющееся искусство

Религиозные работы Боттичелли также принесли ему славу. В 1481 году он совершил редкую поездку в Рим для работы над фресками в Сикстинской часовне. Рассказ Васари о визите в Рим - это интересный взгляд на то, как Боттичелли жил в целом: "Быстро растратив свой заработок, он жил бессистемно, как обычно."

В 1492 году, после смерти Лоренцо Великолепного, политический климат во Флоренции изменился. Доминиканский монах, Джроламо Савонарола, получил влияние после смерти Лоренцо и привлек многих духовных последователей, которые выступали против Медичи. По словам Васари, Боттичелли попал под власть Савонаролы, что заставило его отказаться от живописи, своего единственного средства к существованию. Васари записал: "Тем не менее, он остался упрямым членом этой секты."

Этот мастер итальянского Возрождения умер в 1510 году, в возрасте 64 лет. Многие из его самых знаменитых работ были к тому времени повешены в достопримечательностях его района, зданиях, которые он знал с детства, включая церковь Огниссанти, где он был уложен в скромную гробницу.