Найти в Дзене

Региональные демографические тенденции и характер расселения в Центральной Италии.

Оглавление
pinterest.ru/pin/332140541248709681/
pinterest.ru/pin/332140541248709681/

Эти наборы данных были собраны в рамках проекта "Изменение облика Средиземноморья" и в настоящее время представляют собой крупнейшее хранилище археологических данных для центральной Италии от позднего мезолита (около 8 000 г. до н.э.) до падения Римской империи (500 г. до н.э.). Этот проект направлен на реконструкцию долгосрочных тенденций в динамике народонаселения и изменения растительного покрова от внедрения сельского хозяйства в средневековье (около 10 000-1 000 BP) в масштабах всего Средиземноморья, с тем чтобы оценить взаимосвязь между динамикой населения и сопутствующими преобразованиями в окружающей среде Средиземноморья.


Долгая история проведения в Центральной Италии обширных археологических раскопок и систематических исследований (например, проект Forma Italiae Института топографии, проект "Тиберская долина" Британской школы в Риме, исследование Археологического управления Лацио и Тосканы и т.д.) делают этот регион необычно привилегированным тематическим исследованием для оценки демографических тенденций и структур заселения в пространстве и во времени. Большинство исследований, которые учёные синтезируем, были сначала стимулированы работой Уорда Перкинса, который познакомил современную ландшафтную археологию с центральной Италией.

Учитывая высокую интенсивность археологических исследований в Италии, здесь мы предлагаем первое систематическое изучение и сопоставление поселений и радиоуглеродных данных из широкого круга опубликованных источников, расположенных в пространственной базе данных.

Временное покрытие.


Археологические данные о поселениях собирались в два этапа.

  • Во-первых, были отсканированы и привязаны к географическим координатам карты из 59 отчетов об археологических изысканиях общей площадью около 10 000 кв. км.
  • Во-вторых, данные о поселениях регистрировались, где это было возможно, в виде привязанных к местности полигонов в культурный период, а когда это было невозможно, в виде круговых буферов, основанных на опубликованных оценках размеров участка в течение периода занятости.

Термин "период" в данном случае относится к знакомым археологическим эпизодам в регионе, таким как неолит, ранний бронзовый век, железный век и т.д. Было установлено, что эти культурные единицы являются наиболее распространенным уровнем агрегации и стандартизации, которые были распространены в сводных отчетах об археологических изысканиях, но, как правило, выражались без каких-либо абсолютных календарных дат. Регистрируя как заявленный культурный период, так и приблизительные предполагаемые даты начала и окончания в календарных годах, учёные стремились обеспечить максимальный сравнительный потенциал различных отчетов об археологических раскопках и обследованиях, стандартизировав при необходимости терминологию на основе периодов.

Например, период занятости сайта раннего бронзового века переводится в календарные годы в период между 2300 и 1700 годами до нашей эры. Под периодичность каждого культурного периода обеспечивается тогда, когда хронологическая информация, полученная в справочниках первоначальных археологических объектов, является более точной.
Одна из основных предостережений заключается в том, что было возможно оценить пространственную протяженность участка только в двух измерениях на фазу (например, измеренных в гектарах и визуализированных на карте в виде полигонального следа) для тех крупных многопериодных участков, которые также были тщательно раскопаны и/или исследованы методическим путем.


С использованием вышеуказанного подхода было собрано в общей сложности 7 383 объекта и 10 971 этап оккупации (причем эти цифры свидетельствуют о том, что многие объекты были заняты в течение нескольких периодов времени). Кроме того, хотя более широкое определение археологического объекта может относиться не только к жилым, но и к временным зонам деятельности (например, кемпинги), промышленным зонам (шахты) и кладбищам, здесь учёные отдают приоритет сбору данных в основном по местам, определенным как места обитания людей или возможные места проживания. Тем не менее, археологи также зафиксировали другие типы объектов (например, пещеры, некрополь и т.д.), относящиеся к этим культурным периодам (например, мезолит и неолит), часто вне рамок хронологического охвата археологических исследований или имеющие эфемерные следы жилых мест.


Сбор данных по радиоуглероду осуществлялся в четыре этапа.

  1. Были собраны некалиброванные данные по радиоуглероду из онлайновых источников и существующих баз данных (например, EUBAR, RADON, EUROEVOL и т.д.).
  2. Были введены дополнительные даты вручную после того, как мы посчитали достаточно исчерпывающим поиск опубликованных отчетов, журнальных статей и т.д. (до 2016 года).
  3. Включал в себя всестороннюю проверку всех пространственных координат, чтобы гарантировать максимальную точность привязки к местности.
  4. Каждой радиоуглеродной дате был присвоен уникальный идентификатор SiteID, чтобы связать все они с конкретным местом происхождения. Там, где это возможно, вся информация, касающаяся образцов радиоуглерода, была записана, например, "LabID", "Material" и "Species". В общей сложности было собрано 816 дат, посвященных радиоуглероду.

Контроль качества.


Все записи атрибутивной таблицы данных по населенным пунктам были проверены, а культурные периоды, по возможности, стандартизированы. Оценочные площади участков были уточнены, по возможности, с использованием различных источников, прежде всего для более крупных многопериодных участков, которые также были подвергнуты систематическим раскопкам и/или обследованиям. Учёные проверили и уточнили оценки размеров участков, первоначально представленные в опубликованных отчетах об археологических изысканиях, рассчитав площадь пространственного следа этих участков для отдельных фаз, как они хранятся в векторных полигонах с привязкой к местности.
Все радиоуглеродные даты были проверены на наличие дубликатов и стандартизированы. Например, некоторые радиоуглеродные даты пришли с сайтов, имеющих несколько названий, и археологи присвоили им уникальный идентификатор сайта, чтобы избежать дублирования. Также проверили дублирующие коды радиоуглеродных лабораторий и удалили те, которые относятся к одной и той же исходной дате. По мере возможности были добавлены приблизительные данные о местоположении участков, с которых были взяты данные о дате выброса радиоуглерода.


Ограничения.


Данные по населенным пунктам были зарегистрированы как географически привязанные полигоны по периодам культуры, а когда первый был невозможен, как круговые буферы, основанные на опубликованных оценках размеров участков по периодам культуры. Начало и конец культурного периода обеспечивают абсолютные календарные годы для каждой фазы объекта, основанные на типохронологических схемах (построенных самими археологами на основе предыдущей оценки диагностических классов материальной культуры в регионе). Разумеется, эти хронологические определения имеют различную степень неопределенности, выраженную в форме временного интервала существования, учитывая различную точность артефактов (например, гончарных изделий) в фазах и периодах датирования сайта. Определенная продолжительность участка может длиться несколько столетий, если датировать его только прожиточными типами керамики (например, "неолитическими").


Хотя на очистку и проверку данных по радиоуглероду ушло значительное количество времени, большая часть необработанных данных была собрана из существующего онлайнового хранилища и баз данных, в то время как лишь небольшое их число было введено вручную из оригинальных источников. Поэтому некоторые ошибки будут унаследованы из этих существующих источников. Пространственным координатам каждой некалиброванной радиоуглеродной даты присвоен код качества, свидетельствующий о относительной уверенности в их точности. Учёные вручную привязывали только те даты с отсутствующими и явно неверными координатами и не проверяли друг за другом данные о долготе и широте, предоставленные существующими базами данных.