Найти тему
ЗАГАДКИ ИСТОРИИ

Люди прошлого: новые соображения насчет древних Майя. Часть3

Чан Нохол - одно из многих небольших аграрных поселений, которые составляют рассеянные внутренние районы государства Ксунантунич.

С помощью террасов и удобрений-последнее подтверждается химическим анализом почвы-фермеры Чан Нохола превратили наклонную землю вокруг них в продуктивный сельскохозяйственный ландшафт, который поддерживал более века жизнь и предположительно давал излишки продукции. Сельскохозяйственное улучшение фермерских хозяйств Чун Нухола вполне совместимо с химическими доказательствами нефти, которые исследователь Николас Даннинг получил из других районов поселений Майя.

Археологические, почвенно-химические и палеоэтноботанические исследования открытых пространств Чан-Нохоля позволили определить зоны деятельности и пути, которые послужили основой для реконструкции того, как фермеры Чан-Нохоля строили, использовали и перемещались вокруг своих ферм и общин в рамках ежедневных и сезонных рабочих процедур.

Кратковременная оккупация Чан Ноохола в конце классической эпохи (anno Domini 660-780), параллельна многим другим небольшим аграрным поселениям в глубинке Ксунантунича, и, возможно, неудивительно, что она совпала с приходом Ксунантунича к региональной политической власти и его крупнейшим строительным бумом.

Прямое и косвенное взаимодействие между политическими элитами и людьми, живущими во внутренних поселениях, предполагает взаимосвязь между местными поселениями и региональной политической системой, в которой каждое из них одновременно воздействует и подвергается воздействию другого.

Работа Джейсона Ягера в Сан-Лоренцо показала, что внутренние районы Ксунантунича были далеки от однородности. Хотя Сан-Лоренцо расположен всего в 4 км от Чан Нохоля, его историческая траектория, ресурсная база, производительная экономика и общественно-политические отношения с политической элитой были совершенно иными.
Сан-Лоренцо был более социально-экономически неоднородным и долгоживущим поселением, чем Чан Нохол. Население острова занималось разведением аллювиальных пойм и имело доступ к чертовым отложениям (материал, из которого изготавливались каменные орудия труда). Некоторые люди в Сан-Лоренцо показывали свои связи с элитой Ксунантунича, используя и нося экзотические предметы.

Сан-Лоренцо
Сан-Лоренцо

Все более многочисленные археологические находки, подобные этим исследованиям, ясно показывают, что простые люди майя были далеко не обособленными крестьянами. Они представляли собой разнообразную и инновационную группу, которая активно и по-разному участвовала в жизни своего общества.

Хотя эти два тематических исследования относятся к простолюдинам Майя, бытовая археология не является синонимом изучения простых людей. Бытовая археология действительно открыла дверь для изучения простолюдинов через остатки их домов, где археология ранее оценивала только элиту через остатки храмов в городах.

Но бытовая археология предполагает изучение жилищ всех людей, и майянисты в равной степени оценивают детали жизни элиты с помощью исследований жилищ.
Простые люди, как и элиты, жили в городах и сельской местности. Жилищные структуры в городах и их внутренних районах были сложными, как показывают результаты исследований археолога Энн Пайберн по экономически различным районам.

Социальные различия, которые отличают их: пол, статус и идентичность

"Майя" - это термин в археологии, обозначающий разнообразную группу людей. Тремя критическими линиями разнообразия, которым в настоящее время уделяется внимание, являются пол, статус и идентичность.

Исследователь Розмари Джойс сравнила изображения женщин и мужчин на различных носителях информации - королевском искусстве, элитных многоцветных сосудах и статуэтках из разных домохозяйств, чтобы оценить различия гендерных ролей и идентичности в зависимости от их статуса.
Изображения из элитных и простых семей изображают мужчин как воинов, охотников за ритуалами, а музыкантов и женщин - как ткачей и изготовителей пищи. В королевских образах мужчины изображаются в комплиментарной манере, а женщины - в ритуальных, а не продуктивных ролях. В то время как мужские роли изображались последовательно через статусные линии, женские роли изображались по-разному через статусные линии (хотя керамические чаши и пучки тканей, которые женщины держат в королевских изображениях, могут ссылаться на их производство этих предметов). Джойс полагает, что отсутствие образов женского труда в королевском искусстве может представлять интересы королевской семьи в снижении экономической значимости домашнего производства.

Сосуд Майя
Сосуд Майя

В королевских образах часто прослеживались корреляции между гендерными ролями (или отношениями) и их пространственным расположением на памятнике или внутри города. В элитных и простых домохозяйствах, напротив, пространство не было разделено исключительно на мужское и женское, что позволяет предположить различия между гендерной идентичностью политических идеологий и бытовой жизнью.

По мере расширения новых исследований в этой области, вероятно, будет сохраняться изменчивость гендерных отношений. Однако основополагающий принцип гендерной взаимодополняемости, как представляется, широко распространен в древнем прошлом майя. Гендерная взаимодополняемость предполагает, что пара "женщина-мужчина" является важной ячейкой общества и что эта ячейка создается в результате объединения различных действий, предпринимаемых лицами разного пола.