Админ «Челябинского урбаниста» Лев Владов рассказал на мастер-классе в Ставрополе, как научиться отличать безвкусицу в городах от настоящего благоустройства, а затем превратить любую улицу в идеальный фон для инстаграма. Поклонники разноцветной плитки, готовьте огнетушители и обезболивающие!
Способ 1: нарушить пропорции
Почему старинное здание с колоннами выглядит монументально, а современное – зачастую нелепо? Лев Владов ссылается на античную формулу, согласно которой человек является мерой всех вещей. Согласно этой теории, мы считаем красивым то, что пропорционально и соразмерно, а остальное вымирает в результате естественного отбора.
«Античная колонна соразмерна человеку, – рассказал Лев. – Если её высота – рост взрослого мужчины, то её диаметр – длина стопы, а высота капители равна высоте головы. Определённым законам подчиняется расстояние между колоннами и размер конструкции, которую они поддерживают».
Мы обращаем внимание на пропорции окружающих нас зданий, киосков, беседок, лавок, даже если плохо считаем и не знаем математических формул. Несоразмерность бросается в глаза и создаёт дурное впечатление.
«Хрущёвки и панельки принято ругать, но они как раз пропорциональны и выглядят хорошо, если их своевременно и грамотно ремонтируют, если жильцы одинаково стеклят фасад и оформляют балконы и лоджии», – считает челябинский урбанист.
Архитекторов учат этим тонкостям, но складывается впечатление, что к их мнению прислушиваются всё меньше, особенно если проект заказывает застройщик дешёвого жилья или государство. Считается, что ради экономии можно пожертвовать красотой, но неизвестно, действительно ли такой подход сокращает затраты. Возможно, дело не в дороговизне хорошего проекта, а в невозможности освоить бюджет так, чтобы заинтересованные лица были довольны.
Способ 2: покрасить поярче да повеселее
Типичная детская площадка в России раскрашена, как попугай. Возможно, какой-нибудь психолог написал, что дети быстрей запомнят все цвета, играя на пёстрой площадке, может, какой-то человек счёл, что так нарядней, но любая типовая площадка напоминает шапито, и если у детей и формируется хороший вкус, то вопреки, а не благодаря такому дизайну.
В Европе и кое-где в России научились хотя бы не раскрашивать детские площадки в клоунские цвета, но массовой эта тенденция не стала.
Другой показательный пример – знаменитая Ставропольская четырёхцветная плитка. Что с ней не так?
«Размер плитки несоразмерен ширине тротуара, а от ярких цветов рябит в глазах. Не знаю, кто выбрал такую расцветку, но её сложно назвать красивой. В городе самой яркой должна быть природа, а не тротуары, площадки, заборы или фасады», – рассказал Лев Владов.
Кроме этих двух примеров города уродуют разноцветные заборы, обшитые контрастным вентфасадом здания и побелённые деревья (к счастью, последние в Ставрополе почти не встречаются, зато у нас зачем-то красят бронзовые и мраморные скульптуры). Специалисты называют такие детали визуальным шумом и настаивают, что его должно быть как можно меньше. Может, и психика у людей здоровее будет.
Способ 3: злоупотребить украшениями
Кованые завитушки, фальшивая позолота на лавках, фонарях и мусорках, бессмысленные арт-объекты и ЖЭК-арт воспринимаются обывателями как нечто красивое, иногда с ними даже фотографируются. Это тоже визуальный шум, и в современных городах от него избавляются.
«Возле памятника Ангелу-хранителю у вас стоят зелёные фигурки из искусственной травы. Скорее всего, задумывалось, что они дополнительно подчеркнут, какой красивый и зелёный город, но вышло ровно наоборот. То, что трава пластиковая, очевидно. Фигурки выглядят дёшево и неказисто. Одобрять такое могут только люди, которые не видели ничего лучше», – поделился впечатлениями челябинский урбанист.
Глянцевая облицовка тоже попала в немилость к урбанистам, и на это есть причины. На ней превосходно видна городская пыль и грязь, она бликует на солнце и из-за этого нефотогенична. К тому же, дешёвый облицовочный керамогранит больше похож на отделочный материал для санузла, чем на благородный мрамор, за который его пытаются выдать.
Бытует мнение, что чиновники, отвечающие за благоустройство, любят украшательства из-за того, что на них легко освоить больше средств. Звучит логично: лавка-мусорка-фонарь будут дороже, если как следует украсить их, не жалея металла на завитушки и краски на фальшивую позолоту и патину. На арт-объектах и вовсе можно осваивать любые суммы: никто не знает, сколько они должны стоить. Например, согласно порталу госзакупок, инсталляция «Звёздное небо» на Александровской площади обошлась казне в 30 млн рублей. Любопытно будет проверить остальные закупки: знаки «Я ❤️ Ставрополь» и «Край золотых сердец», статуи из искусственной травки, памятник чипсам ветру, арку «РСВ», новые рисунки команды Graffiti Russia.
Способ 4: доверить город дорожникам
Вы когда-нибудь задумывались, зачем на пешеходных переходах стали рисовать двухцветную «зебру», если раньше обходились белой? Для чего дорожные знаки поместили в ядовито-жёлтые светоотражающие рамки? Кому пришло в голову повесить анимированные светящиеся знаки пешеходного перехода на нескольких улицах? Неужели кто-то читает надписи на тротуаре «Остановись! Убери телефон! Выключи музыку! Руки на стол!»?
Дело в том, что в России на дорогах до сих пор умирает слишком много людей. Только в Ставропольском крае только за январь-сентябрь в ДТП погибло больше трёхсот человек, а покалечилось на порядок больше.
Что сделала Госавтоинспекция? Увеличила штрафы за грубые нарушения ПДД? Ужесточила процедуру получения водительских прав? Отменила легальное превышение скорости на 19 км/ч?
Нет, вместо этого ГИБДД лоббировала новые ГОСТы и получила некую сумму бюджетных денег (наших с вами налогов) на пропаганду безопасности дорожного движения. Агрессивные надписи в духе «Пешеход, ты дурак! Ну-ка, убирай свои игрушки!» должны уберечь от попадания под колёса.
С водителями тоже работают: красят «зебру» в жёлто-белый (в два раза больше краски, чем раньше!), вешают новые знаки со светоотражающими рамками по восемь штук на перекрёсток, превращают пешеходный переход в новогоднюю ёлку. Весь этот декор появляется в городах по федеральной программе «Безопасные и качественные дороги», которую реализует Миндор.ск
Видно ли на таком броском фоне пешехода? Даже если он сам начнёт светиться, к чему призывают флешмобы ГИБДД в садиках и школах, его всё равно не заметят.
Ещё дорожники любят ставить заборы. Так любят, что закрепили за собой эту священную обязанность в ГОСТах. Правда, по ГОСТам кованую оградку можно заменить живой изгородью, но похоже, что на кустах бюджет осваивать не так легко.
Теоретически забор защищает пешеходов от лихачей. На практике он показывает водителю: «Дружок, никто не выскочит на дорогу, пока я здесь. Давай, жми тапку в пол!». Если забор появился на месте «народной тропы» или старого перехода, который убрали по просьбе водителей из-за большой аварийности, забор не защитит от желающих перейти дорогу в удобном месте. Да, через забор перелезают всякие балбесы, но не убивать же за это.
Влетевший в забор лихач имеет мало шансов выжить: спасатели регулярно вынимают из автомобилей любителей быстрой езды, нанизанных на стальные прутья. Такая же участь грозит его пассажиру на переднем сидении. Да, по городу гоняют не от большого ума, но шутить про премию Дарвина не хочется. Лучше б оштрафовали и права забрали, чем так.
Забор раздробит всю «морду» автомобиля, который впечатлился в него на большой скорости, а осколки разлетятся, как шрапнель, в прохожих, которые уж точно не собирались перебегать дорогу в неположенном месте или гонять. Их за что?
Европейский опыт снижения аварийности показывает, что на дорогах умирает в 4,5 раза меньше людей, когда:
- водительские права не продаются;
- нарушителям выписывают конские штрафы, а самые невменяемые быстро лишаются прав;
- скорость в городах снижена до 20-40 км/ч, а полос для автомобилистов мало (зато есть выделенки для велосипедов и общественного транспорта);
- пешеход на дороге главный, и для этого ему не нужно надевать светоотражающий жилет, браслет и тапки.
С таким подходом в городах становится не только меньше ДТП, но и меньше пробок. Люди активней пользуются общественным транспортом, ездят на велосипедах, ходят пешком. За счёт пешеходов и велосипедистов активизируется малый бизнес. Он появляется там, где были жуткие пустыри (кому нужен участок у шумной трассы?) или гипермаркеты. Но это всё отдельная тема, и я освещу её позже. Пока остановимся на том, что дорожников, по всей видимости, наша с вами безопасность не волнует так, как суммы, которые можно освоить по нацпроектам.
Самое странное и смешное – это реализация программы «Формирование комфортной городской среды». На Ставрополье её реализует региональный миндор. Почему скверы и дворы поручили дорожникам? Загадка. Зато становится понятней, почему «комфортная городская среда» на деле ограничивается лавками, мусорками, фонарями, плиткой, детской и тренажёрной площадкой и арт-объектами. Дорожники – не дизайнеры, а советоваться со специалистами и местными жителями они наверняка не уполномочены.
Впрочем, когда дворы благоустраивают инициативные жильцы, часто получается ещё хуже. Лавку покрасят в красный-жёлтый-голубой, чтоб у каждой рейки был свой цвет, бордюры и деревья побелят, а клумбы оформят крашеными покрышками и плюшевыми игрушками. Фонарей не будет, если у вас не ТСЖ, мусорки тем более не нужны: вдруг бомбу подложат?
Способ 5: поиграть со шрифтами
Малый бизнес полезен городам: жители получают больше разных товаров и услуг, а муниципальная казна – налоги. Но ни один чиновник не изуродует город так, как мелкий лавочник. На каждой мало-мальски проходимой улице фасады обезображены вывесками и рекламными конструкциями всех цветов и размеров. Каждый предприниматель хочет, чтобы его забегаловка была самой заметной. Если цвет и подсветка не помогают, он прибегает к креативным шрифтам.
«У дизайнеров есть простое правило: если здание построено до 1956 года, для вывески выбирают шрифт с засечками, а для более современных – без засечек. Межбуквенный интервал лучше не менять, чтобы надпись выглядела пропорционально, и её было легко прочитать. Если вывеска выполнена заглавными буквами, между ними нужны пробелы, чтобы буквы не слипались. Сравните сами и выберите, что выглядит лучше: А п т е к а, Аптека, АПТЕКА, А П Т Е К А», – рассказал Лев Владов.
Ну и что?
«Всё это – какая-то вкусовщина! Мне нравятся арт-объекты, а с медведем из искусственной травки даже Ольга Бузова фотографировалась. Что в этом плохого, если на вкус и цвет фломастеры разные?»
Полагаю, что если вы добрались до Дзена, вам не пять лет, а значит, пробовать на вкус фломастеры в вашем возрасте как минимум странно. Может быть, врач поможет вам подобрать подходящий комплекс микроэлементов, чтобы вам не приходилось дегустировать художественные принадлежности.
Вкус необходимо развивать, чтобы не прослыть необразованным отсталым человеком. Для этого люди знакомятся с произведениями искусства в виртуальных музеях и гуляют по панорамам гуглокарт, если у них нет денег и времени на настоящие путешествия. Ещё люди читают книги и статьи.
Если у Ольги Бузовой зелёный мишка из коврика для обуви вызвал восторг, это о многом говорит. Хотя я очень сомневаюсь в её искренности. Просто работа у женщины такая – изображать дурочку. Зачем певицы и актрисы делают это, тема для отдельной статьи, причём в другом моём блоге. Здесь же предлагаю обсудить, каким способом можно исправить недочёты нашего почти-самого-благоустроенного города. Пишите свои идеи в комментариях, делитесь опытом других городов и стран!