Физические упражнения, солнце, свежий воздух, чашка кофе – это традиционные рецепты для того, чтобы проснуться с утра пораньше и зарядиться отличным настроением на весь день. Но в прошедшие выходные специальный репортаж на одном из телеканалов о росте цен на продукты взбодрил меня не хуже, чем чашка кофе.
Еще не успела пойти на спад история про "девяток" яиц, а тут новая порция информации, которая так или иначе касается каждого из нас. Рецепт репортажа до банальности прост: найти чувствительные к вопросу слои населения, найти причину их недовольства, показать, как им тяжело жить, и в конце намекнуть, что придется затянуть пояса и надеяться, что в будущем станет определенно лучше (телеканал то государственный).
Если отсеять эмоции и лишнюю воду, основная причина роста цен, которую описали – повышение НДС. Действительно, с 2019 года правительство повысило ставку НДС на 2 процентных пункта, до 20%. Этим якобы объясняется рост цен...Стоп стоп стоп. НДС повысили на 2 п.п., а цены выросли на 20% и более? Что-то цифры не бьются, давайте разбираться!
Цена на продукты в магазине складывается из огромного количества составляющих. Их можно разделить на 2 основные группы:
1. Издержки и норма прибыли производителя. Производитель производит товар. Для этого ему нужно помещение, оборудование, сотрудники, сырье и т.д. За всё это нужно платить. Кроме этого ему нужно получить прибыль и заплатить налоги, иначе какой во всем смысл. Все эти издержки + норма прибыли формируют закупочную цену товара – цену, по которой производитель "продает" товар в магазин.
2. Издержки и норма прибыли магазина. У магазина тоже есть свои издержки: нужно платить зарплату сотрудникам, оплачивать коммунальные услуги, аренду, банковское обслуживание, охрану и т.д. И магазину тоже нужно получить определенную прибыль. Эти издержки + норму прибыли магазин включает в стоимость товара производителя и выставляет его на полку.
И кто из них "виноват" в росте цен? Простого ответа нет. Производители винят торговые сети, торговые сети – производителей. Но в последнее время мне всё чаще попадается информация о том, что именно торговые сети теряют связь с реальной жизнью и пытаются переложить все свои расходы на потребителей. Такая позиция имеет право на жизнь – сам неоднократно сталкивался с ситуацией, когда цена на один и тот же продукт в одном и том же магазине меняется изо дня в день. И это вряд ли связано с издержками производителя, скорее торговые сети стараются "взять от жизни всё". И чистая прибыль ведущих торговых сетей говорит о том, что они явно не находятся в тяжелом положении:
Есть хоть немного позитивных новостей? Немного, но есть. Несмотря на рост НДС, топлива и т.д., есть ряд продуктов, которые подешевели (по сравнению с декабрем 2017 года):
Если ваш рацион питания в основном состоит из овощных салатов с добавлением яблок, приправленных солью и перцем, то есть повод для радости! Как быть тем, чей рацион питания не ограничивается этими продуктами? Универсального рецепта нет. Но способы (№1 и №2) эффективнее распоряжаться продуктами (=деньгами) могут пригодиться.
Оригинал статьи размещен в моем блоге
Мои посты по схожей тематике: