С удивлением обнаружила в сети агрессивный настрой по отношению к слову "нейротипичный"/"нормотипичный" (изначально был только первый вариант, но второй также вошел в обиход, это уже факт). Возможно, причиной этому просто не совсем верное понимание причин его употребления?
Сначала предлагаю уточнить, о чём идёт речь.
Нейротипичный (Neurotypical) — сокращение от «неврологически типичный» (neurologically typical). Обозначение для человека, относительно соответствующего статистической психической норме, то есть без психических расстройств, не аутичного, без синдрома Аспергера, СДВГ или каких-либо других различий, в том числе входящих в медицинские границы нормы.
Почему это слово употребляется?
1. Не всех нейро-/нормотипичных детей или взрослых можно назвать "нормальными" или "здоровыми". Нейротипичный онкобольной ребёнок - "здоров"? А представления о "нормальности" и вовсе довольно абстрактны и будут очень отличаться у разных людей и социальных групп. Можете спросить, нормальны ли чайлдфри, у творческой молодёжи, а потом задать тот же вопрос радикально настроенным православным активистам.
То есть, в материалах и постах определённой тематики это просто обобщение по необходимому для этих статей признаку, попытка уменьшить неточности трактовок. Не более и не менее.
2. Разговорный язык тяготеет к облегчению конструкций и использованию более ёмких заимствований. Например, слово "миллениалы" вместо "поколение людей, родившихся в промежуток с 1981 года по 1996 год". Опять же, "чайлдфри", а не "люди, сознательно нежелающие иметь детей". "Скейтеры", а не "люди, для которых значимой частью жизни является катание на скейтборде и исполнение на нём трюков".
То есть, мы имеем дело с нормальными трансформациями языка, которые всегда были, есть и будут.
Поэтому среди противников слов "нейротипичный" и "нормотипичный" я лучше всех понимаю тех, кто идейно негативно настроен вообще к любым заимствованиям, и меньше всего понимаю тех, кому оно кажется чем-то оскорбительным.
Как оно используется на практике? Например, я рассказывала о том, как мой сын удачно побывал на дне рождения у другого мальчика и его друзей, и меня сразу перебили уточнением, у нормотипичного или нет. После ответа, что да, собеседнику, который тоже в теме, стало понятно, что для ребёнка с РАС два часа позитивно проводить время на празднике, где вся программа составлена не под детей с РАС - действительно значимый момент в социализации.
Всем хорошего дня и поменьше нервничать.)