Концепция российского сестринского дела начала постепенно меняться в 90х годах, когда появились зачатки обсуждения о самостоятельной сестринской работе, включающие в себя отдельные от врача обязательства, которые формировали частицы независимой деятельности. Появились предположения о том, что медсестра — самостоятельный работник, а значит имеет возможности выполнять индивидуальные функции. Это не значит, что количество независимых от врача функций стало меньше, напротив, появился целый спектр дополнительных обязательств, которые определяли всё те же независимые от врача манипуляции, но были распределены в контексте сестринского процесса — определённого направления работы, по которому должна двигаться медсестра.
На самом деле, сестринский процесс — не новое явление, его концепцию привела исследовательница из США Лидии Холл ещё в 1955 г. в журнале «Новости общественного здравоохранения», там была опубликована статья «Качество сестринского ухода», в которой исследовательница привела свое описание сестринского процесса. Предложенное толкование не вызвало одобрения среди медсестер и описание трактовки постоянно менялось, когда в конце концов не сформировалось в технологию ухода с четко опредедяющимися принципами.
Сестринский процесс множился и включал в себя целые направления, так получились специализированная деятельность, включающие в себя сестринские процессы в общепринятых дисциплинах: терапии, хирургии, педиатрии. Формировались цели, которые представляли собой разумные вещи, вроде помощи пациенту при дизадаптации из-за травмы и обеспечения приемлемого качества жизни пациента в зависимости от состояния. Но что пошло не так?
Сестринский процесс содержал целый спектр этапов, который представлял собой подобие врачебной работы. В деятельность медсестер включили обследование, установку диагноза, реализацию планов вмешательства, оценку эффективности и коррекцию. Все эти этапы могли напомнить часть врачебных функций, если бы не включали приставку "сестринский". Суть работы сводилась к решению проблем пациента; чем состояние пациента более тяжёлое — тем больше проблем придется решить.
Проблемы делились на приоритетные, настоящие и потенциальные. Проблемой могло стать всё что угодно, от психологического дискомфорта до ограниченной подвижности и отсутствии сознания. Если проблему нельзя решить, нужно постараться создать приемлемые условия для пациента с учётом его проблемы. Такое положение дел должно было где-то фиксироваться, так появилась сестринская история болезни, в которой учитывались многочисленные проблемы пациента и действия медсестры. Своими объёмами она могла составить конкуренцию врачебным историям болезни, но так и не стала полноценным документом.
Сестринские истории не нашли отклика в клинической практики и стали использоваться только в учебных заведениях. Неудачу введения аспектов сестринского процесса подметил Главный специалист Минздрава по сестринскому делу Сергей Двойников в интервью Vademec :
В образовании появился термин «сестринский процесс», и мы его старались по всей стране внедрить в практическую деятельность персонала, обучали этому сестер – и в колледжах, и в вузах. Не буду погружаться в детали, но скажу, что у нас почти ничего не получилось. Почему? Здравоохранение, так же как и образование, очень консервативная система, сломать стереотипы восприятия медицинских сестер и их работы с ходу не удалось. Но на самом деле очень мало где в полной мере реализуется сестринский процесс, мало где вы найдете так называемую сестринскую историю болезни и примеры, когда медсестра может ставить диагноз.
Диагноз не стал диагнозом в полной мере, а сестринская история — историей болезни. Вся суть решения проблем — это всего лишь средство произвести уход должным образом в "идеальных условиях". В реалиях, когда жёстко не учитывается нагрузка на медсестер и соотношение пациентов, учитывать и решать все проблемы пациента становится невозможно. Деятельность процесса превратилась в решение самых значимых вопросов ухода, реализация которых в одиночку часто бывает затруднительна.
Введение сестринского процесса — весьма смелая вещь; дать медсестрам вариативность самостоятельной практики является общемировой тенденцией, однако проходит она в условиях разделении полномочий и формируется без зацикленности на уходе. Образованные медсестры получает больше полномочий, а их нишевые обязанности по уходу переходят в категорию других работников.