Читать вредно. Потому что все два дня, что я читаю «Зулейху», дом стоит. Не варится еда, не учатся уроки, не гладится бельё. На контурной карте ищу я не плиты и платформы, а то место, где Енисей сбегает в Ангару. Где выброшенные на берег раскулаченные смогли выжить. И бегут в глазах серые волны.
Те же самые, по которым полвека спустя, а может, и больше, сплавлялся Географ Алексея Иванова, натыкаясь на останки сибирских лагерных поселений.
Читать про лагеря точно вредно. После Шаламова уже не ужасает случайная смерть бессчетного количества людей. То вероломство, с которым вырываются тысячи из привычной им жизни. А многие — и вообще из жизни. Навсегда. И у Яхиной меня не потрясает картина гибели четырёхсот человек в трюме старого полусгнившего судна. Но думаю, если б «Зулейха» была первой мой книгой о лагерях, — то потрясало бы многое.
Интересно, что раскулачивание Яхина рисует с отсылкой к Солженицыну, тем же самым сравнением, что он описывал начало ГУЛАГа:
«В конце тысяча девятьсот двадцать восьмого тоненький ручеёк раскулаченных потянулся с широких просторов тогда ещё Казанской губернии в столицу.<…> Постепенно ручеёк полнел, крепчал, рос. И зимой тридцатого года превратился могучую реку, которая затопила не только саму тюрьму, а и все привокзальные подвалы, административные постройки и нежилые помещения - везде теперь ютились голодные, злые, ничего не понимающие крестьяне, ожидая своей участи, надеясь и одновременно боясь её скорого наступления».
Скоро выйдет сериал по «Зулейхе», его уже отсняли. Но знаете что? Смотреть его не вижу смысла, потому что картину я уже видела, прямо на страницах книги. «Зулейха» невероятно кинематографична, потому что с самого начала она была сценарием, который позже Гузель Яхина переработала в роман. Такой вот интересный факт.
Думаю покопаться как следует в интернете и найти ещё занятные факты о романе и его авторе и составить список. Приглашаю вас стать постоянным читателем канала «Читать или не читать» и получать все мои статьи самыми первыми🙌🖤
❇️Читали Гузель Яхину❓