Вы видели когда-нибудь как работают мастера-стеклодувы? Я- да и процесс этот, скажу я вам, завораживающий. Говорят, бесконечно можно смотреть как течет вода, как горит огонь и... как работает стеклодув. Как в его руках из странного неприглядного кусочка рождается маленькое совершенство. Или большое.
Увы, известного когда-то на всю страну Вышневолоцкого стекольного завода "Красный Май" в живых уж нет (обанкротился) в 2001-ом, но музей, к счастью, жив и история жива.
Там, где в 1859 году и возник будущий флагман стекольной промышленности, в середине XIX века была деревня Ключино.
У первого владельца завода (титулярного советника Самарина) на развитие производства средств не хватило и завод был выкуплен Андреем Болотиным (купцом второй гильдии). К началу XX столетия Ключинский завод производил стеклянную аптекарскую, столовую и кондитерскую посуду, керосиновые лампы и плафоны, выполняя заказы едва ли не со всех концов империи. На всех дореволюционных выставках слава о заводе гремела, а продукция завода награды высокие получала.
Грянула революция и внесла свои коррективы.
Завод был национализирован, расширен и переименован в "Красный Май".
Что теперь изготавливали на заводе? О, разнообразие было огромным.
Ламповое стекло, оконное стекло, посуда, светильники для метрополитена - здесь делалось всё.
"Русским чудом" слыла продукция завода и на всех выставках (в том числе международных) ценилась не меньше, чем в далекие царские времена.
Но, несмотря на все награды, это были лишь "цветочки", а "ягодки", т.е. "звездочки" ждали впереди.
В 1940-е и 1970-е года завод выполнял, наверное, самое важное задание в своей истории - правительственный заказ на изготовление рубинового стекла для Кремлёвских звёзд. Вышневолоцкие звёзды и ныне украшают башни Кремля: Спасскую, Никольскую, Боровицкую, Троицкую и Водовзводную.
Но не звездами едиными...была у завода еще одна гордость. Сульфидное также стекло являлось одной из визитных карточек завода "Красный май".
Что такое "сульфидное стекло"?
Это, как можно догадаться из названия, стекло, которое получали путем добавления в стеклянную массу окиси железа и сульфида цинка. Изделия из такого стекла получаются красоты фантастической и позволяют мастеру проявить свою фантазию на полную катушку, ведь при разных степенях нагрева и продолжительности обработки стекло это может быть от бледно-голубого, до почти черного, через кофейно-янтарную гамму, а еще изменять степень прозрачности.
Мы с друзьями из travel_russia провели в музее несколько часов и нам оказалось мало.
Единственный и небольшой зал так насыщен красотами, что нам постоянно казалось, что мы что-то недосмотрели, упустили и шли разглядывать стеклянные красоты вновь. Вернулась бы я туда вновь? Однозначно, да!