В литературе, посвященной гендерному переходу к родительству, особое место занимает гендерный подход "на практике". Он построен на представлении о том, что члены семьи делают те же самые дела, например, домашнюю работу и уход за детьми. Деяния носят перформативный характер, поскольку они конструируют, подтверждают и воссоздают идентичности в соответствии с согласованными определениями.
Перформативность позволяет создавать и поддерживать иллюзию двух полярных гендерных идентичностей, а также позволяет реконструировать ее. Гендерная проблематика означает поведение, связанное с риском гендерной оценки. Почти во всем, что мы делаем, мы оцениваем по признаку пола. Это влияет даже на социальные конструкции матерей и отцов.
Предполагается, что добрая мать будет руководствоваться этическими принципами того, что лучше для ребенка, в то время как отец имеет больше свободы действий в следовании индивидуалистическим моральным императивам.
Конструкция хорошей матери окрашена идеалами интенсивного материнства, как описано, например, в работе "Сено" (1996). Интенсивное материнство означает сосредоточенность на ребенке и стремление посвятить значительное время, деньги и энергию на благо ребенка, жертвуя при этом своими индивидуальными потребностями.
Равенство в семье. Концепция "нового отца"
Это не означает, что на идеологии отцовства не влияют нормы о том, что лучше для ребенка. На самом деле, уже недостаточно быть рациональным, целеустремленным отцом, который приносит домой еду. Сегодня хороший отец должен быть готов к тому, чтобы заниматься уходом за детьми.
Мужская гегемония меняется, появляются новые нормы отцовства. Однако нормы, касающиеся того, что такое хорошая мать и хороший отец, различаются не только с течением времени, но и в различных социальных контекстах. Быть хорошим отцом на работе часто не то же самое, что быть хорошим отцом дома. Быть хорошим отцом в Германии - это не то же самое, что быть хорошим отцом в Швеции.
Предполагая, что мужчины становятся отцами, мы признаем, что отцовство связано с институтами, закрепленными в законе и определяемыми политикой. То же самое относится и к материнству.
Таким образом, изучение гендерного неравенства в символическом значении родительства и его последствий должно начинаться с изучения изменчивости идеологий материнства и отцовства.
Фактически концепция "нового отца" стала одним из важнейших вопросов в общественном и научном дискурсе о гендерном равенстве в семейной жизни. Однако, хотя европейцы высоко ценят равенство и выступают за более активное участие отцов в уходе за детьми, реальная практика отстает.
Таким образом, преобладает гендерное разделение труда в семьях. В западных обществах, но в меньшей степени в Швеции, переход к родительству обычно связан с ретрадиционализацией гендерных должностей.
В современном обществе существует как определенная степень гендерного равенства, так и акцент на растущую сегрегацию между полами. Проступок и усиление гендерных концепций можно наблюдать одновременно.
Существует все больше возможностей для достижения равенства между партнерами, например, нетрадиционным образом разделить семейный труд. Однако переход к родительству обычно приводит к усилению традиционных гендерных позиций. Некоторые пары намеренно принимают традиционные гендерные роли, в то время как для многих она является неожиданностью.
При изучении взаимосвязи между политикой предоставления отпуска по уходу за ребенком и гендерным равенством, представляется полезным подход, основанный на "гендерной структуре".
Гендерная структура определяется как многомерная система, которая создает дифференциацию между мужчинами и женщинами и организует на ее основе неравные социальные отношения.
Она имеет последствия на трех уровнях:
- институциональный уровень (законы, правила, идеологические рассуждения распределяют ресурсы и составляют мужчин и женщин по-разному);
- интерактивный уровень (мужчины и женщины сталкиваются с различными культурными нормами в рамках социального взаимодействия);
- индивидуальный уровень (мужчины и женщины развивают и формируют гендерную идентичность и самоидентификацию).
В конце давайте рассмотрим подробнее каждый уровень.
На институциональном уровне ученые утверждают, что программы родительских отпусков основаны на идеологических представлениях о материнстве и отцовстве и что они способствуют определению того, что считается нормальной или хорошей организацией семьи.
На интерактивном уровне ожидается, что использование отпусков отцами приведет к расширению участия отцов в жизни своих детей, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
На индивидуальном уровне основное внимание уделяется разнообразию опыта, накопленного отцами в связи с использованием отпуска и уходом за ребенком в одиночку, а также его влиянию на личность отца.
Для обсуждения напряженности, вызванной гендерными нормами, мужчины разрабатывают различные стратегии и дискурсы, которые зачастую носят трансгрессивный характер и сопровождаются гегемоническими определениями.