Найти в Дзене
Александр Тулбу

А Вы любите поэзию?

Как-то меня спросили: А Вы любите поэзию? Я ответно спросил: А Вы любите воздух? И сам ответил, не дожидаясь ответа: А к чему его любить, если им нужно дышать. Вопрос возник: Зачем нужна поэзия человеку? Зачем нужен этот необычный строй построения согласных и гласных? Как вообще пишутся стихи? С чего всё начинается? Как случается обалденное? Всё просто. Что такое вдохновение? А никакого вдохновения нет. Все любят повторять Бродского: Поэзия не развлечение и даже не форма искусства, но, скорее, наша видовая цель. Если то, что отличает нас от остального животного царства, - речь, то поэзия - высшая форма речи, наше, так сказать, генетическое отличие от зверей. Отказываясь от нее, мы обрекаем себя на низшие формы общения, будь то политика, торговля и т. п. В общем, единственный способ застраховаться от чужой - если не от своей собственной - пошлости. К тому же поэзия - это колоссальный ускоритель сознания, и для пишущего, и для читающего. Вы обнаруживаете связи или зависимости, о сущ

Как-то меня спросили:

А Вы любите поэзию?

Я ответно спросил:

А Вы любите воздух?

И сам ответил, не дожидаясь ответа:

А к чему его любить, если им нужно дышать.

Вопрос возник:

Зачем нужна поэзия человеку?

Зачем нужен этот необычный строй построения согласных и гласных?

Как вообще пишутся стихи?

С чего всё начинается?

Как случается обалденное?

Всё просто.

Что такое вдохновение?

А никакого вдохновения нет.

Все любят повторять Бродского:

Поэзия не развлечение и даже не форма искусства, но, скорее, наша видовая цель. Если то, что отличает нас от остального животного царства, - речь, то поэзия - высшая форма речи, наше, так сказать, генетическое отличие от зверей. Отказываясь от нее, мы обрекаем себя на низшие формы общения, будь то политика, торговля и т. п. В общем, единственный способ застраховаться от чужой - если не от своей собственной - пошлости. К тому же поэзия - это колоссальный ускоритель сознания, и для пишущего, и для читающего. Вы обнаруживаете связи или зависимости, о существовании которых вы и не подозревали: данные в языке, речи. Это уникальный инструмент познания.

Хорошо. Классик.

А на бытовом уровне как?

Любой человек, находящийся под впечатлением прекрасного либо испытывающий горе от прекрасного, заражается этим, получает в свою вену укол не востребованности, заставляющий его мыслить по другому.

Буквы начинают соединяться в слова, слова в фразы, фразы в катрены, катрены в стихи…

Хрень полная.

Всё не так и очень даже не так.

Всё иначе.

Неожиданно откуда возникает сочетание слов либо ощущение их сочетания.

Объясню на примере создания мною самого неординарного и самого востребованного стиха.

Лежал солдат безусый на брусчатке -
строчил, не умолкая, пулемёт -
свинцовый воздух, мерзостный и гадкий,
лизал его простреленный живот.

Над ним возникло хрупкое созданье,
он оказался в девичьем плену,
и боль, скуля, ушла в пустоты зданий
и стихла, обнажая тишину.

Солдат привстал - свой дом искали пули -
сказать хотел, пригнулась чтоб она,
но губы девы губ его коснулись
и нежно прошептали: Я - война.

Я не знаю, сколько раз менялись слова в этом стихе, сколько нюансовых оттенков было изменено, но, в конце концов, вышло так, что этот стих равен чему-то такому, что вызывает у людей достаточно сильные эмоции.

Стих, рождающий в душе другого человека, равное его жизни, способен нести и свет, поскольку то, что не оставляет человека равнодушным, делает его лучше.

Неважно, что это: ощущение счастья, катастрофа и боль, да что угодно.

Стих и его слово может быть и оружием:

В ком отозвались волнующим эхом
слёзы от счастья и слёзы потерь,
тот, кому зримы господние вехи,
просто иди… и откроется дверь.

Трудно в пути, да и пусто в кармане,
мысли взметаются в пепел горя,
только та сила, что бьётся в гортани,
не из числа погибающих зря.

Может твой друг в час нашествия злого,
строки твои обнимавший крылом,
вспомнит о них, и ожившее слово
станет оружием в битве с врагом.