Уважаемые читатели! Рада приветствовать вас на своём канале. Я много лет работаю в школе и от детей не устала, хотя работы много. Я буду делиться невыдуманными историями (имена изменены), которые помогут родителям увидеть школу глазами учителя и - надеюсь! - что-то изменить в себе, а может, и в воспитании ребёнка. Я тоже меняюсь вместе с вами. Итак, начнём.
ОПЯТЬ ПЯТЫЙ!
В прошлом учебном году выпустила класс, и вот в этом году дали новый. Пятиклашки. Сил пока на них нет. Нагрузка огромная: снова готовлю к выпуску девятиклассников, а учителей катастрофически не хватает. Конечно, все обязанности учителя и классного руководителя выполняю, но... Кстати, им пока моё внимание особо и не нужно. Они адаптируются. Я наблюдаю. Как бы на подхвате. Ага, вот и первый конфликт. Уже не первый. Но серьезный. Вхожу в класс, дети шумят. Две девочки плачут. "Что случилось?" - "Гоша опять бил девочек! Кидал их пеналы в стену, таскал за волосы и смеялся!.."
ГОША
Знакомьтесь, герой истории - Гоша. В прошлом году разбил с товарищами стеклянную дверь в школе, родители помочь в восстановлении двери отказались.
Папа довёл всех до белого каления цитированием законов. Подкован абсолютно. Всегда и во всем прав. Критики не воспринимает. Перебивает на каждом слове. Внешне приятный интеллигентный мужчина. Ребёнок жесток с детьми до животного состояния. Набрасывается с колоссальной агрессией, себя в этот момент не помнит. После снова превращается в тихого мальчика из хорошей семьи.
МОМЕНТ СЛАВЫ
Вернёмся в класс. Две девочки искренне рыдают. Дети громко жалуются, выкрикивают обвинения. И вот тут Гоша преображается. Это надо видеть. Я просто отхожу за кафедру и наблюдаю. Вот он, звёздный час Гоши. Вот он момент славы. Гоша, который в прошлом году был отправлен на психолого-медико-педагогическую комиссию, так как не успевал по большинству предметов, и комиссия не признала его необучаемым по основной программе (я, кстати, тоже не считаю его необучаемым!) - этот самый Гоша встаёт в полный рост, поворачивается лицом к классу и - НАЧИНАЕТ...
ВСЁ О КЕЙ!
Опять отступление. На уроках Гоша вял, инертен, сидит задумавшись. Смотрит в окно. Всегда. На всех уроках. Тетрадь не откроет, пока не скажешь. Раз пять. За урок же приходится напоминать про тетрадь, учебник, которые надо открыть, про то, что следует обратить внимание на доску, экран, что не надо сейчас завязывать шнурки на ботинках... - в общем, напоминать приходится примерно раз 10-15. Бесполезно. Даже во время проверки домашнего задания тетрадь не открывает вообще. На вопрос, выполнил ли задание, отвечает, что да. Смотрю тетрадь - все о кей, все правильно. Мгновенно прокручиваю в голове несколько вариантов и выдаю: "Ты сам делал?" В ответ энергичный кивок - длиннейшая чёлка модной стрижки на мгновение взлетает вверх: "Да. Сам!" Говорит искренне, но он приучен говорить правду, поэтому добавляет: "Только мама всё проверила и исправила..." Выдерживаю паузу, потом говорю: "Гоша, попроси маму не проверять у тебя домашние задания. Хорошо?" И вот тут на его лице проступает что-то живое: "Да я был бы счастлив, чтобы меня хоть раз в жизни не проверили! Но это невозможно..." Всё, закрылся, ушёл в себя. Снова сонное выражение лица. Снова амёба.
НУ ТЫ ЦИЦЕРОН!
А мы возвращаемся в класс. Гоша возбуждён, Гоша одухотворён. Он энергичен. Дети продолжают выкрикивать, кого он сегодня ударил, у кого вытряхнул вещи из рюкзака на пол, кого просто обозвал! Кто-то ползает под партами, собирает рассыпавшиеся деньги на обед. Гоша не устаёт разворачиваться к каждому обвиняющему. Сколько скрытой энергии в этих разворотах! А как он говорит! Цицерон! Оратор! Гай Юлий Цезарь!
Столько красноречия! Столько оборотов речи, которые и старшекласснику-то не доступны: "А не хочешь ли ты вспомнить, Настя, как не далее, как вчера, ты сама обижала того же Алёшу, называя дебилом и тыкая его ручкой? А? Забыла? Так что помолчи! Мы тебя уже выслушали... А ты, Лена? Лезешь абсолютно ко всем! Всех провоцируешь. Меня постоянно толкаешь. Ты хочешь этим обратить на себя внимание? Посмотри на себя и задай себе вопрос: уважаешь ли ты хоть кого-то, кроме себя?.. А наши девочки? (Слегка повернулся ко мне и направил вытянутую руку в мою сторону.) А наши девочки? Они же постоянно меня третируют! Я устал от их нападок! И если бы только меня! Всех мальчиков в классе!.. Но и мальчики постоянно ко мне лезут!.." Это продолжается минут 5-6. Потом Гоша устаёт, садится и говорит:"Опять все против меня!" И столько неподдельного отчаяния в его словах, и в то же время презрения к ребятам. А я вдруг отчётливо понимаю, что Гоша привык к таким сценам дома, где он всё время вынужден подбирать слова и аргументы, чтобы не быть бесконечно виноватым., чтобы всё время ЧТО-ТО ДОКАЗЫВАТЬ. Слишком уж "отрепетированной" где-то и с кем-то выглядит эта сцена. А остальное ему скучно. На урок у него уже просто не хватает энергии... Я что-то спрашиваю про то, что, мол, неужели все такие плохие? И тут я вновь вижу разгорающийся бешеный огонь в глазах Гоши! Как? Я всё ещё не поняла? Гоша начинает с жаром объяснять теперь уже мне, какие все тупые, а он хочет одного - справедливости... Стоп! Надо остановиться... Мальчишка на грани...
Я успокаиваю его и прошу ребят принести завтра тряпки и вёдра для субботника. И опять! "А ПОЧЕМУ ДЕТИ ДОЛЖНЫ ПРИНОСИТЬ ТРЯПКИ? ВЫ НАРУШАЕТЕ ЗАКОН! ЧТО, У ШКОЛЫ НЕТ ТРЯПОК? ПОЧЕМУ МЫ, ДЕТИ, ДОЛЖНЫ СНАБЖАТЬ ВАС ТРЯПКАМИ?" - металлический голос одиннадцатилетнего мальчика Гоши повергает меня ненадолго в шок. Но я умею держать удар. "ИЗВИНИ, НЕ ДОЛЖНЫ. НО В ПОРЯДКЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ? А?" Взгляд мальчика теплеет - про благотворительность он знает. Это законно.
РОДИТЕЛИ УЖЕ "ОТЗВОНИЛИСЬ"!
В какой-то из дней мне позвонила мама Гоши. Однажды после уроков на улице кто-то из мальчиков подбросил вверх рассыпной сахар, и он попал Гоше в глаза. Досталось и другим ребятам. Но Гоше больше. Не разобравшись, Гоша накинулся на первого попавшегося под руку. Повалил на землю и стал избивать. Дети есть дети. Они вступились за невиновного и стали кидать в Гошу сахар уже специально. И друг в друга тоже. В общем, были длительные разборки, звонки родителям. Гоша, кстати, когда это произошло, дошёл до школы, поднялся на третий этаж, нашёл меня и слабым голосом сказал, что ему засыпали глаза перцем и солью... Что он ничего не видит. В первый момент я поверила - слишком достоверно было сыграно. Инцидент произошёл недалеко от его дома. Но Гоша сначала нашёл меня и только потом пошёл домой - через дорогу. От сопровождения отказался. А вот поход папы с Гошей к окулисту не состоялся, так как всё прошло само собой через пару дней. Но мама звонила мне. Очень мягко, очень вежливо. Многие учителя говорили, что мама - несчастная добрая женщина, потому что папа просто ужасен. Мама обстоятельно рассказала мне, как страдает Гоша, ненароком сообщила, что он недельку посидит дома, так как "глазки воспалены", что ни на кого зла она не держит, что родители уже "отзвонились" ей и извинились, что мам этих мальчиков она хорошо знает и НЕ ПОНИМАЕТ, КАК ТАКОЕ МОГЛО СЛУЧИТЬСЯ... А я понимала, что за этой вкрадчивостью стоит железная воля, жёсткое управление всем и всеми и скрытая угроза мне: мол, смотрите, мы великодушно прощаем вас и детей, но в следующий раз... Кстати, следующий раз состоялся, где мама, чтобы добиться своего, откровенно обманула меня, но об этом в другой раз... Я хорошо понимала, что схватка за ребёнка только начинается и меня прощупывают... Буду я послушной или нет? Чего от меня ждать? Что ж, затаимся. Будет нелегко. Уже даже не чувствую, а знаю. Попутно мама поинтересовалась успехами сына, в голосе появились напряжённые нотки (они всё-таки хотят во что бы то ни стало сохранить статус-кво Гоши - обижаемый учителем и детьми мальчик): "А как у нас с успеваемостью?" А с успеваемостью у нас никак: почерк ужасный, хотя для меня это и не так важно, делает по 20 ошибок в диктанте, таблицу умножения не знает... Но дипломатические условия мамой соблюдены идеально. Стараюсь отвечать максимально доброжелательно и объективно: "Ну вы же сами, думаю, знаете, как он пишет и слушает. Будем работать". В ответ недоумённое молчание. Она обескуражена.
ТОЛЬКО НЕ НАВРЕДИТЬ!
Сегодня, когда я знаю, что она исправляет сыну все домашние задания, а дома у него сплошная критика всех и вся, мало любви, - сегодня моя душа кричит от боли:"ОТСТАНЬТЕ ОТ РЕБЁНКА! ДАЙТЕ ЕМУ ЖИТЬ! ДАЙТЕ ЕМУ ПРАВО НА ОШИБКУ!" Но рано, рано... Могу навредить. Он ещё не доверяет мне. Он никому не доверяет. Спокойствие, только спокойствие, дорогой учитель... Гоша умница, он может, когда вдруг очнётся, дать такой ответ, который не может дать никто. Называется инсайт (внезапное озарение). И я ставлю ему пятёрку. Он от души хохочет, когда я шучу на уроке... А потом идёт и кого-нибудь унижает... Шансы есть... Или нет? Да плевать. Главное, делать. И взять его в союзники. Главное, чтобы этот маленький человечек понял - МЫ ЛЮБИМ И ЦЕНИМ ТОЛЬКО ТО, ВО ЧТО ВКЛАДЫВАЕМ СИЛЫ. ГОША, ДОМАШКУ НАДО ДЕЛАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО!.. Ох! Хотя бы это...
Дорогие читатели, я не знаю, зайдёт или не зайдёт этот материал. И если вы хотите других невыдуманных историй да и просто поддержать меня, начинающего автора, то пишите об этом в комментариях, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал! Удачи всем!