Найти тему
История моды с Марьяной С.

Гусарская баллада: девица в мундире

"Меня зовут юнцом безусым, мне это, право, это, право, всё равно..." "Гусарская баллада" - фильм, поставленный по пьесе Александра Гладкова "Давным-давно". Главная героиня, Шурочка Азарова, отрекается от женской участи своей эпохи, и выбирает мужскую - защищать родину с оружием в руках. Сбегает из дому, переодевается и выдаёт себя за мужчину, сражаясь в войне 1812 года.

Кадр из фильма "Гусарская баллада", 1962
Кадр из фильма "Гусарская баллада", 1962

Такие женщины действительно были. И Надежда Дурова - самая известная из таких женщин, поскольку оставила подробные воспоминания, "Записки кавалерист-девицы"!

Гладков признавался, что не смог прочитать их до конца, и Дурова совершенно не привлекала его, как личность. Так что свою Шурочку он лепил не с неё. И, мол, Дурова оказалась "неумна, примитивна, назойлива, неправдива". И всё-таки эти записки - увлекательнейший документ эпохи! Да, это не подлинная биография, это история о том, какой хотелось бы Дуровой запомниться людям. И всё равно эти записки очень интересны.

Прогулочный костюм в военном стиле, "La Belle Assamblee", март 1810. (сс) Wikimedia Commons
Прогулочный костюм в военном стиле, "La Belle Assamblee", март 1810. (сс) Wikimedia Commons

Признаюсь, читала я их в своё время ещё и потому, что мне очень хотелось знать - а каково было женщине той поры, уже успевшей привыкнуть к лёгким платьям с завышенной талией, модным тогда, вместо этого носить военную форму? А Надежда описывает костюмы довольно подробно!

"Через полчаса, когда печаль моя несколько утихла, я встала, чтоб скинуть свое женское платье; подошла к зеркалу, обрезала свои локоны, положила их в стол, сняла чёрный атласный капот и начала одеваться в казачий униформ. Стянув стан свой чёрным шелковым кушаком и надев высокую шапку с пунцовым верхом, с четверть часа я рассматривала преобразившийся вид свой; остриженные волосы дали мне совсем другую физиономию; я была уверена, что никому и в голову не придет подозревать пол мой".

Моднаа гравюра из цикла "Costume Parisien", 1806. (сс) Wikimedia Commons
Моднаа гравюра из цикла "Costume Parisien", 1806. (сс) Wikimedia Commons

Это, конечно, была эйфория от первого преображения. На самом деле всё было не так просто, и слухи ходить начали довольно быстро. "Я очень видела, что казачий мундир худо скрывает разительное отличие моё от природных казаков; у них какая-то своя физиономия у всех, и потому вид мой, приемы и самый способ изъясняться были предметом их любопытства и толкования".

Затем Надежда попала в Конный Польский уланский полк. "...Мне дали мундир, саблю, пику, так тяжелую, что мне кажется она бревном; дали шерстяные эполеты, каску с султаном, белую перевязь с подсумком, наполненным патронами; все это очень чисто, очень красиво и очень тяжело! Надеюсь, однако ж, привыкнуть; но вот к чему нельзя уже никогда привыкнуть - так это к тиранским казенным сапогам! они как железные! До сего времени я носила обувь мягкую и ловко сшитую; нога моя была свободна и легка, а теперь! ах, боже! я точно прикована к земле тяжестию моих сапог и огромных брячащих шпор! Охотно бы заказала сшить себе одну пару жиду-сапожнику, но у меня так мало денег; надобно терпеть, чего нельзя переменить. С того дня, как я надела казенные сапоги, не могу уже более по-прежнему прогуливаться..."

Затем Дурову перевели в Мариупольский гусарский полк. Наконец баллада её жизни стала гусарской!

Кадр из фильма "Гусарская баллада", 1962
Кадр из фильма "Гусарская баллада", 1962

"На четвёртый день выезда моего из Петербурга приехала я в Вильну, где и располагаюсь обмундироваться. <,..> В полчаса у меня было все: квартира, услуга, портные; множество сукон, золотых шнурков, бахромы, сафьянов, треугольных шляп, киверов, султанов, кистей, шпор! одним словом, из комнаты моей сделали лавку с товарами, и мне оставалось только выбирать. <...> Я, как и все, заплатила дань, сбираемую этими плутами с молодости и неопытности: мундир мой был сшит прекрасно! всё моё гусарское одеяние блистало вкусом и богатством".

Как там у Козьмы Пруткова... "Если хочешь быть красивым, поступи в гусары"!

Кстати, мундир ведь должен быть не просто красив сам по себе, он должен отлично сидеть. Как писала биограф Дуровой, Алла Бегунова, "Дурова пишет, что ее мундир «был сшит прекрасно». Значит, мастера в Вильно были профессионалами в своем деле. Остается только догадываться, к каким ухищрениям пришлось прибегать Надежде Андреевне, чтобы скрыть некоторые особенности женской фигуры, и сколько денег она заплатила портным не только за шитье, но и за молчание".

Кадр из фильма "Гусарская баллада", 1962
Кадр из фильма "Гусарская баллада", 1962

И вся эта красота, естественно, очень дорого стоила. Впоследствии Дурова перевелась в Литовский уланский полк. "С прискорбием рассталась я с моими достойными товарищами! с сожалением скинула блестящий мундир свой и печально надела синий колет с малиновыми отворотами! "Жаль, Александров, - говорит мне старший Пятницкий, - жаль, что ты так невыгодно преобразился; гусарский мундир сотворен для тебя, в нем я любовался тобою; но эта куртка: что тебе вздумалось перейти!.."

А полковник возмущался этим переходом. Зачем же было переводиться, спрашивается? "Мне стыдно было сказать, что гусарский мундир был слишком дорог для меня по неуменью распоряжать деньгами". Возможно, это и не настоящая причина перехода, есть и другие версии, но... Дорого, что есть, то есть.

Монета с изображением Надежды Дуровой, 2012. (сс) Wikimedia Commons
Монета с изображением Надежды Дуровой, 2012. (сс) Wikimedia Commons

Словом, военная форма - это, конечно, красиво. Но не очень-то легко и недёшево! Не одним женщинам сложно приходилось...

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!