Введение.
Теперь я хочу оправдать утверждение о том, что психоанализ является продолжением "великой традиции" под другим названием, рассказав больше о том, какими я вижу контуры великой традиции - то есть, без сомнения, необдуманно сделав набросок и эскиз 2500-летней моральной философии.
Это также позволит мне четко обозначить, каким образом фрейдистский и реляционный психоанализ занял свое место в нем.
Теории развития различных философов в традиции, конечно, отличаются друг от друга по содержанию, но в то же время в значительной степени пересекаются.
Лучший способ охарактеризовать традицию - составить схему таким образом, чтобы все участники традиции конкретизировали большинство ее особенностей (хотя и не всегда одни и те же), а некоторые участники приводили примеры всех из них.
Таким образом, во-первых, существует разделение (обычно трехстороннее) полномочий или способностей человеческого разума, всегда включающее в себя разум и право выбора по причинам.
Во-вторых, есть норма развития, будь то, например, гармония души (Платон), самореализация (Брэдли), совершенство нашей природы (Мельница) или максимально полное развитие тех потенциалов, которыми мы по природе отчетливо наделены (Аристотель).
В-третьих, это развитие связано с благополучием человека, или удовлетворением: для развития нашей натуры в соответствии с этой нормой - это хорошо для нас получение определенной связи между различными способностями или способностями разума: обычно причина имеет правое отношение к остальному, хотя, что это отношение еще предстоит уточнить.
И, наконец, рассказывается (более или менее подробно) о том, как в течение человеческой жизни эти различные силы появляются на сцене и обретают (или не получают) это отношение друг к другу.
Погружаемся глубже.
Обратите внимание, что я не говорю, что отношения между факультетами, в которых достижение соответствующей нормы состоит всегда и предполагает доминирование разума: я сознательно сформулировал четвертый пункт таким образом, чтобы и нерациональная, и более типичная рационалистическая моральная психология могла служить примером общей структуры.
В общей структуре также нет упоминания о добродетели или моральной добродетели.
Ибо хотя некоторые центральные фигуры в традиции по-разному отождествляют совершенство наших отличительных дарований не только с жизнью, которая является хорошей для нас и с получением определенных отношений между нашими способностями, но и с моральной добротой.
Я хочу оставить открытым пространство для споров о месте морального добра в хорошей жизни для нас, и поэтому изложить общую структуру таким образом, чтобы ни те, кто отрицает превосходство добра в жизни, ни те, кто вообще от него отказывается, не отрицали его место в нравственности.
Сейчас эта схематическая версия великой традиции в нравственной психологии обрезает множество углов.
Смысл этого, однако, в том, что при наличии схемы тот факт, что психоанализ принадлежит к великой традиции, легко увидеть, потому что схема является той, которую иллюстрируют как фрейдистский, так и реляционный психоанализ.
Однако они служат наглядным примером этого, но для того, чтобы избежать бессмысленных разногласий, пункт формулы нуждается в уточнении.
Тонкости и нюансы.
Обратите внимание, что я решил противопоставить реляционный психоанализ с фрейдистской теорией, а не с более узко определенным аспектом или фазой теории Фрейда, например, "теорией привода".
Причина в том, что контраст, который я хочу нарисовать с реляционным психоанализом, относится в равной степени к теории привода Фрейда (ранее) и к его "структурной теории" (позже) объяснению в один момент.
Однако в этом терминологическом выборе есть некоторое упрощение, поскольку, на мой взгляд, во Фрейде тоже есть некоторые противоречивые "реляционные" элементы.
Но я надеюсь, что это упрощение можно простить, если понимать, что термин "фрейдистский", как я его использую, должен охватывать не все мысли Фрейда, а скорее некоторые из наиболее известных направлений его мышления.
Теперь, хотя фрейдистская теория, как я ее охарактеризовал, безусловно, является самым известным примером психоаналитической теории, она - любопытный и необычный пример моральной психологии в великой традиции.
Но почему?
Одна мысль заключается в том, что это является результатом узкого представления Фрейда о нравственности, о котором я уже говорил, но на самом деле эта мысль вряд ли может дать объяснение, хотя она и прописана.
Если узкое представление о нравственности будет восприниматься как понятие дозировки и отсутствия такового, исключающее интерес к правильному развитию характера вообще, то наличие у Фрейда такой концепции, показало бы, что он не является сторонником этой великой традиции.
Очевидно, что это не то, чего мы хотим.
Это может быть концепция нравственности - или одна из них, которую Э. Энском рассматривала в своей статье "Современная нравственная философия".
Но разница между ее "современными нравственными философами" - термином, который в конце концов может охватить лишь некоторых академических философов конца XIX - начала XX века, - и Фрейдом заключается в том, что, хотя первые действительно не были заинтересованы в развитии характера, Фрейд был заинтересован в нем, но - как я пытался объяснить в предыдущем разделе - не рассматривал его как аспект своего интереса к нравственности.
Подведем небольшой итог.
Есть одно чувство, в котором узость понятия нравственности Фрейда связана главным образом с тем, как он классифицировал свои собственные интересы, и только во вторую очередь - если вообще - с тем, какими были его интересы.
Конечно, Фрейд представлял себе то, что он называл моралью узко, в том смысле, что, по его мнению, в конечном итоге его волновало только запрещенное, разрешенное и необходимое.
Читатели "Современной нравственной философии" признают в такой узкости то, что Энском называет "правовой концепцией" морали.
Но, как видно из самой великой традиции, правовая концепция полностью совместима с заинтересованностью в правильном развитии характера.
У Канта была юридическая концепция, но он также внес значительный вклад в эту великую традицию и объединил свою правовую концепцию с заинтересованностью в совершенствовании человеческого характера.
И наконец, имеется ввиду, что Фрейд был эксцентричным участником великой традиции, поскольку у него была правовая концепция морали.
Оставляю две ссылки на ранее опубликованные материалы, чтобы читатель не запутался в хронологии: https://zen.yandex.ru/media/id/5d98af7c2f1e4400add24de5/rol-psihoanaliza-v-istorii-etiki-5dc483b33d008800aeb4974e