Многие из читателей могли иметь удовольствие прочесть интернет-книгу Юрия Кондратьева «Газетный мальчик». Я думаю, несмотря на простой стиль этой книги, её стоит ввести в программу пятого класса российской школы. На самом деле, «Газетный мальчик» Юрия Кондратьева – это современный эквивалент рассказа А.П. Чехова «Ванька», написанный от первого лица. Для тех, кто не читал этот рассказ, хочу напомнить в двух словах его содержание. Ванька Жуков, ставший учеником сапожника в городе, отправляет письмо дедушке Константину Макаровичу. Одним из трагикомических моментов письма, по моему мнению, является тот, в котором он пишет: «А на неделе хозяйка велела мне почистить селёдку, а я начал с хвоста, а она взяла селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Милый дедушка, увези меня отсюда, а то помру. Я буду тебе табак тереть, а если что, то секи меня, как Сидорову козу». На конверте вместо адреса, ввиду незнания такового, он указывает: «На деревню дедушке». Более полное содержание читайте в рассказе А.П. Чехова «Ванька».
Читая современный аналог «Ваньки», мы можем детально погрузиться в жизнь крепостного 21 века. Юрий Кондратьев в своей книге подробно описывает жизнь семьи иммигрантов, приехавших в 1995 году в Канадский Торонто. Они с женой, имеющей профессию преподавателя английского языка, живут, получая социальное пособие, в то время как сам Юрий в свои сорок с хвостиком вынужден подрабатывать разноской газет по ночам. В прошлой жизни Юрий был рабочим высокой квалификации, работал всю жизнь на огромных высокотехнологичных производствах СССР. Теперь же, когда наша страна оказалась в трудном положении, куда завели её наши великие кормчие, ему пришлось покинуть Родину и в поисках лучшей доли отправиться в дальние заморские страны.
Думаю, что книга «Газетный мальчик» Юрия Кондратьева и мои комментарии к ней послужат хорошим материалом к размышлению для желающих уехать за рубеж.
Писк будильника колоколом бьет по мозгам. С трудом отрываю голову от подушки и нащупываю кнопку. Опустить голову и забыться на несколько секунд, но... Лучше вставать, иначе эта секунда в пару часов отзовется, время-то самое сладкое, 2 часа ночи. Кот, лежащий в ногах, уже давно поднял голову и внимательно смотрит. Ну что, встаешь? Да уж, пора. Спускаю ноги с кровати, встаю и от острой боли едва не падаю, еле успеваю опереться на тумбочку и сжать зубы, чтобы стоном не разбудить жену. Злюсь на себя, пора бы научиться вставать аккуратнее, правда со сна трудно сообразить. Первые шаги ползком, потом вроде легче. Чайник закипает чуть-ли не мгновенно, благо электрический, а воды с вечера наливаю четверть, чтобы быстрее было. Ночью ведь каждая секунда на учете. Быстро глотаю крепчайший кофе, разбавленный холодным молоком, чтобы не так обжигал, в промежутках одеваюсь. Одежду ещё с вечера оставляю в кухне, опять же чтобы ночью пару секунд сберечь. Взгляд на термометр за окном: минус 15, прекрасно, отличная погода. Ну, вроде позавтракал. Кот уже сидит возле выхода и ждет меня. У него ритуал. Когда кто-то из нас с женой выходит из дома, обязательно провожает и радостно встречает. Раньше он грустно мяукал, когда меня ночью провожал, но я попытался его отучить, махал угрожающе рукой, в общем, показывал, что накажу. Вроде усвоил. Теперь просто смотрит. Да и его можно понять, куда это нормальный человек среди глубокой ночи переться может?! Ну похоже привык, даже на несколько секунд раньше будильника просыпается, а может на свои часы, встроенные, ориентируется. Да и пора бы привыкнуть. Не первый месяц я по ночам "гуляю". Каждый день такой ранний подъем. Теперь остается только натянуть прорезиненные сапожки и тихо закрыть за собой дверь, стараясь не сильно щелкнуть. В сапогах опять надо обвыкнуться. Снова резкая боль, каждый шаг как на дыбе. Но пока дохожу метров 15 до лифта, потом от лифта по подземному гаражу до машины, вроде уже все мозоли и растёртости встают на свои места, наверное, понимают, что все равно никто их жалеть не собирается.
Ну, а кто-ж их жалеть-то будет, если работа у деливери такая?! 364 дня в году, каждый день - на ремень! Болеть нельзя, за моей спиной желающих десятки, если не сотни тысяч. Стоит только вид сделать, что устал, уж не говорю о том, чтобы заболеть, как сразу "спасибо за сервис, ты больше не работаешь"... Не-е-е! Болячки уж пусть молчат, не до них сейчас. Пока есть работа, лучше держаться. Это в "Союзе" мы могли на больничный пойти, на работе сделать вид, что устал смертельно и на стол склониться, над схемой или чертежом, чтобы вид сделать "задумчивый" и подремать слегка. Тут эти фокусы не проходят. Нет, конечно, если ты "урожденный", то особенно не переработаешься, на твоей стороне и профсоюзы с адвокатами, перерывы (ланчбрейки и кофебрейки) законные, работа неспешная и растянутая до изнеможения, зарплата до сотни в час, автоматы с горячими и холодными напитками и ещё много разных радостей.
Видно, что автор ещё не знаком с канадцами, которые работают на производстве. Тут не дадут спать никому, и работают они во многих местах по-взрослому, и зарплаты получают очень скромные. А вот СССР потому и рассыпался, что там можно было слегка отдохнуть на работе. Можно, конечно, посмеяться над тем, как это изложено, вспомнить письма солдат о первых месяцах службы в армии, которых они потом стесняются, но какой вывод мы можем сделать? Выводов целый вагон. Вывод первый, с момента приезда в другую страну ты превращаешься в человека самого последнего сорта, особенно если не владеешь местным языком. Положа руку на сердце, давайте признаемся, что языками мы не владеем. И этому есть объективные причины. Живя за железным занавесом, мы понимали, что кроме русского языка нам никакой другой не понадобится. И даже те, кто заканчивал факультет иностранных языков и в принципе может говорить на изучаемых ими иностранных языках, всё равно владеют ими весьма посредственно. И дело вовсе не в плохом преподавании, а в том, что нужно не только владеть языком, но и быть на понятиях. Иначе мы просто неизбежно оказываемся в положении человека, который находясь в криминальной среде, пытается объясниться с помощью обычных гражданских формулировок. Как в старом анекдоте, когда гражданин, попав в тюремную камеру, проигравшему в домино заявляет, что он «козёл». Сами понимаете, что он после этого оказывается, как минимум, в трудном положении. Поэтому, незнание местной психологии и понятийного ряда делает даже тех, кто в принципе владеет языком, очень уязвимыми в чужой стране.