Трансформация роли женщин и ее связи с изменениями в структуре семьи в последние десятилетия привлекли к себе пристальное внимание ученых. Наиболее часто используемые подходы к решению этой проблемы возникают в области микроэкономики, а также в социологии и демографии, где особое внимание уделяется роли социальных норм и идейных изменений.
Ярким примером является теория второго демографического перехода. Кроме того, происходящая гендерная революция в высшем образовании, в результате которой число женщин превышает число мужчин в европейских университетах, вдохновила некоторые новые концептуальные разработки в области исследований по формированию семьи.
Как в социологии, так и в экономике утверждается, что структура предпочтений мужчин и женщин склонна к образовательной гомогамии при отсутствии специализации гендерных ролей. Однако до недавнего времени рынок труда и домашняя прислуга были более или менее разделены по полу, что делало специализацию по половой принадлежности основной парадигмой микроэкономики.
Предпочтения мужчин и женщин
На традиционном брачном рынке хорошее образование считается особенно важным для мужчин, поскольку их доходы и профессиональный престиж во многом определяют социально-экономический статус семьи.
Поэтому женщины предпочитают мужчин с высоким уровнем образования. У мужчин неоднозначные предпочтения. С одной стороны, они склонны отдавать предпочтение супругам с таким же уровнем образования, как и они сами.
С другой стороны, с точки зрения традиционного разделения труда, они предпочитают жен, которые берут на себя основную часть домашней работы и поэтому не будут вкладывать слишком много средств в собственную карьеру.
Следовательно, женщины выходят замуж выше с точки зрения образования, в то время как мужчины должны жениться вниз. Это было подтверждено эмпирическими данными. До недавнего времени эта модель брака была совместима с гендерно-ориентированным распределением уровней образования.
Среди населения страны мужчины имеют более высокий уровень образования, чем женщины. Однако в последние десятилетия ситуация изменилась. Брак стал менее распространенной формой семьи, поскольку появились новые виды жилья, особенно внебрачное сожительство.
Что-то изменится, вопрос в том: что именно?
Роль образования
С точки зрения гендерных ролей и разделения труда в семейной модели кормилец-домохозяйка - мужчина утверждается, что высокообразованные женщины будут менее склонны к формированию партнерства, поскольку их образование дает им человеческий капитал, необходимый для независимости.
Кроме того, их можно считать менее привлекательными для (некоторых) мужчин, поскольку они менее склонны соответствовать ролевым ожиданиям женщин-домохозяек. Это является классическим обоснованием ожидаемого снижения уровня брака среди высокообразованных женщин.
Аналогичным образом, пострадают также малообразованные и менее обеспеченные мужчины, которым трудно найти женщину с таким же или более низким уровнем образования, чтобы создать семью.
В большинстве исследований, посвященных взаимосвязи между уровнем образования и рождаемостью, в качестве отправной точки рассматривается та или иная новая экономика страны. Согласно микроэкономической теории, по мере того как женщины получают больше образования и доступ к лучшим должностям на рынке труда, издержки, связанные с деторождением, могут возрасти.
В первую очередь это касается альтернативных издержек в виде упущенных доходов, более медленного накопления человеческого капитала и снижения профессиональной квалификации, поскольку воспитание детей требует значительного родительского и особенно материнского времени и может вынуждать женщин отнимать время от работы.
Исходя из предположения, что образование отражает потенциал доходов, теория предполагает, что женщины с высшим образованием будут иметь меньше детей, чем менее образованные женщины, поскольку первые в большей степени теряют упущенные доходы и возможности карьерного роста.
Также было высказано предположение о том, что более высокий уровень образования предполагает более сильное предпочтение "качеству" детей. Это ведет к дальнейшему снижению рождаемости среди высокообразованных людей.
С точки зрения диффузионистов, высокообразованные женщины часто рассматриваются как законодатели тенденций в области формирования семьи и партнерских отношений. Исследования показали, что более сильная приверженность рынку труда ставит женщин с высшим образованием в более сильный конфликт между работой и семейной жизнью, чем их менее образованные коллеги.
Например, наибольшее расхождение между идеальным и фактическим размером семьи наблюдается среди высокообразованных женщин. Если хорошо образованные женщины считаются законодателями тенденций, то их детородное поведение может повлиять на уровень рождаемости в остальной части общества. Таким образом, их поведение может быть связано с общими уровнями рождаемости.
В заключение добавлю, что если коснуться стабильности в браке, то роль социальной и экономической независимости женщин представляет интерес для социологов в связи с увеличением доли женщин в рабочей силе и увеличением числа разводов. Экономические модели брака предполагают, что занятость женщин дестабилизирует брачные союзы, поскольку она ставит под угрозу специализацию внутри пары.
Однако в последнее время негативные последствия женской занятости для семейной стабильности не столь очевидны. Утверждалось, что в современном обществе решения о сохранении брака в большей степени зависят от удовлетворенности качеством союза и что сходство экономической деятельности и интересов может улучшить взаимопонимание между супругами.