С развитием артиллерии фортификация стала уходить под землю. Сначала под землю уходили казематы крепостей, а затем и солдаты в окопах. Но своего апогея стремление уйти под землю достигло в Первую мировую войну.
В ходе этой войны бои шли в воздухе, на воде и под водой, на земле и под землей. Да и под землей тоже. Этот опыт наложил свой отпечаток на развитие фортификации межвоенного периода.
Все страны Европы старались создать укрепления, в которых солдаты были максимально укрыты от огня противника, и в идеале перемещались между долговременными огневыми точками (ДФС) под землей, скрытно от противника и вне его досягаемости.
Как результат появились десятки километров тоннелей на Линии Мажино. Чуть позже чехи стали возводить свои артиллерийские крепости (тверзи) с несколькими километрами тоннелей каждая.
Но это были варианты «дорого и богато» и самыми наверное преуспевшими в нем стали немцы, начавшие строить «Логово дождевого червя» (Regenwurmlager). В этом немецком укрепленном районе тоннель по сути был один, но даже в недостроенном виде его длина составила 32 км. Этакое метро в современной польской деревне.
Страны победнее тоже хотели строить фортификацию с подземными казематами, но на «дорого и богато» денег не было, а потому ограничивались созданием отдельных боевых групп. У поляков такие группы активно применялись например на участке «Сарны» линии «Полесье».
Советский союз относился к группе стран «по бедному». Но хотелось-то как у всех, а потому минные группы (группа ДФС соединенная тоннелями) хоть и штучно, но создавались. Есть минные группы в Минском УР, Мозырском УР, Киевском УР и ряде других. Но строительство минных групп носило крайне ограниченные масштабы.
После начала активного строительства укрепрайонов по новым проектам в 1938 г. на старой границе советские фортификаторы, получившие гораздо большие ресурсы в свое распоряжение, задумались о широком применении минных групп.
Так в Себежском УР несмотря на то, что строительство УРа продолжалось всего несколько месяцев, успели произвести проходку части вертикальных и горизонтальных тоннелей а так же построить минимум четыре оголовка минных групп (оголовок – по сути ДОТ, но лишенный всех вспомогательных помещений, только боевые казематы). Но тоннели не успели забетонировать и после сворачивания работ законсервировали засыпкой песком.
Строительство тоннелей, как в СССР так и в Европе, всегда велось закрытым способом, то есть, проще говоря, методом подземной проходки. Это было сложно, дорого и трудоемко. С переносом фортификационного строительства на новую государственную границу (так называемую «Линию Молотова») стали широко внедряться различные рационализаторские решения. С одной стороны, изменение конструкции ДОТ повышало их боевую эффективность, но в техническом плане многое упрощалось по сравнению с проектами 1938 г. на линии старой границы, упрощая и ускоряя постройку.
Коснулась такая рационализация и минных групп. Заниматься метростроем СССР не мог, ни экономически, ни тактически (ограниченность времени). Войну ждали и к ней готовились.
А потому было принято гениальное решение: строить потерны открытым способом. То есть, сначала отливали два-три оголовка минной группы, причем один из ДОТ не являлся оголовком, он имел все положенные для ДОТ элементы (агрегатную, казарму, ФВУ и т.д). Этот ДОТ выполнял роль главного объекта, который отвечал за снабжение остальной группы энергией, водой, воздухом и т.д. В классическом варианте все эти функции исполняли расположенные в тоннелях казематы, построенные так же, как и тоннели методом проходки.
инная группа Осовецкого УР у польской деревни Brzezno. На фото главный объект ПДОТ обеспечивающий функционирование всей минной группы. ПДОТ поврежден немцами при демонтаже установок ДОТ-4 и НПС-3
После того, как ДОТ и оголовки были готовы, между ними копали большую траншею и в ней отливали потерну. После того как бетон затвердевал, снималась опалубка, производилась гидроизоляция всех бетонных элементов, и траншею засыпали. Минная группа по технологии «дешево и сердито» была готова.
Но несмотря и на такие рационализаторские подходы минные группы на советской «Линии Молотова» широкого распространения не получили. Основная их часть находится в Освецком УРе. Одни из них к 22июня 1941 г. были достаточно в высокой степени готовности, у других потерны стояли в не засыпанных траншеях.
Минная группа однозначно была более эффективным фортификационным сооружением, чем обычные ДОТ. При этом автор встречал на «Линии Молотова» ДОТы, которые располагались в нескольких десятках метров, а один раз и в четырех метрах друг от друга, но при этом не объединялись в единый комплекс. Почему? Вопрос скорее всего навсегда останется без ответа.
Ну и в заключении, к сожалению (а в варианте с немецкой фортификацией к счастью) Вторая мировая война шла у всех не по плану, а потому оценить какой вариант подземного фортификационного строительства - французский, немецкий, чешский или советский на «Линии Молотова» был более эффективным сложно, и оценка эта будет носить крайне субъективный характер. Большинство стран просто не смогли использовать свои фортификации как предполагалось проектами, либо не успели их достроить, чтобы использовать. В варианте с советскими минными группами «Линии Молотова» по их боевому применению 22 июня 1941 г. просто нет сведений, а потому и анализ их эффективности недоступен.
Было интересно? пишите комментарии, ставте лайки, подписывайтесь, а я пока сяду за следующий материал.