В настоящее время в знаниях периода мезолита в Большом Лондоне доминируют ранние мезолитические объекты и поверхностные находки. Сборки, содержащие точки Хоршема, известны, но, учитывая низкое качество информации, хранящейся в GLSMR, и недоступность некоторых находок, для оценки их распространения необходимы дальнейшие исследования.
Очевидно также, что нынешние знания о деятельности позднего мезолита в Большом Лондоне весьма ограничены и что для исправления этой ситуации необходимо найти надежно расслоенные, хорошо обработанные и ненарушенные места оккупации. О значительном потенциале обнаружения подобных месторождений позднего мезолита в районе Лондона свидетельствуют раскопки, проведенные в долинах Альдерборна и Мисурна, притоках Колны в Букингемшире, непосредственно за пределами Большого Лондона.
Основное впечатление, производимое картой верхнего палеолита и мезолита и случайных находок, - их концентрация вдоль притоков Темзы, особенно в долинах Колна на западе Лондона и Крей на юго-востоке Лондона, и их редкость на севере и юго-востоке Лондона между Крей.
Отсутствие доказательств на севере Лондона можно частично объяснить обширными участками лондонской глины, которая была непривлекательна для доисторических поселений и, возможно, была менее продуктивной по сравнению с районами с более легкими почвами.
Немногочисленные концентрации кремния, зарегистрированные на севере Лондона, расположены на других песчаных обнажениях, таких как Западный Хит в Гэмпстеде, или на месторождениях ила в Лэнгли. Спорадические находки в других местах на гальке Темзы и кирпичах свидетельствуют о том, что эти участки также широко эксплуатировались во время мезолита.
Отсутствие данных из восточного Лондона объяснить не так просто и, скорее всего, отражает скорее предвзятое, чем реальное распределение из-за относительной недостаточности полевых работ в этой области. Небольшое скопление участков вдоль стыка Глиняной гальки и вышележащего аллювия на востоке Лондона вполне может указывать на существование хорошо сохранившихся мезолитических (и более поздних) участков в Рейнхэм-Марше.
Связь между мезолитическими объектами и аллювиальными отложениями также проявляется в распределении объектов в долинах рек в западной и южной частях Лондона, с заметными концентрациями в Кингстоне и Ричмонде, в местах слияния рек Брент и Вандл и Темзы и на севере Саутварка.
Дальнейшая концентрация мезолитических объектов в Большом Лондоне расположена на весенней линии, которая проходит вдоль края обнажения мела на юге Лондона, и включает участок на Орчард Хилл, Каршалтон. Такое расположение могло иметь важное значение для легкого доступа к качественному кремнию.
Долины рек и их поймы были особенно популярны среди охотников-собирателей ранних эпох мезолита для заселения и получения ресурсов. Такие места могли бы предложить широкое разнообразие мест обитания и продовольственных ресурсов, а водный транспорт мог бы иметь важное значение как для стратегий обеспечения средств к существованию, так и для групповой мобильности.
Доказательства, полученные от компании Three Ways Wharf, Uxbridge, позволяют предположить, что острова в плетеных речных системах использовались для скотобойни во время охотничьих экспедиций и, возможно, для временных палаточных городков. Другие места, отмеченные в долине Колна и в Броксборне, в долине Ли, имеют схожие топографические и стратиграфические положения.
Поэтому вполне вероятно, что аллювиальные области будут особенно важны для мезолитических исследований в будущем. Однако такие места, как Западный Хит и Фруктовый холм, являются важным напоминанием о разнообразном характере поселений и стратегий жизнеобеспечения общин, которые частично или полностью кочевали и занимали обширные территории, вероятно, пересекающие различные экологические и топографические зоны.
Наиболее широко используемый метод обнаружения рассеянных фрагментов кремния - это систематическая проходка по полю и сбор артефактов на поверхности. Хотя это непрактично для большей части Большого Лондона, участки сельскохозяйственных угодий вокруг окраин все еще могут быть изучены таким образом, включая участки кирпича на гравийных террасах.
Более сложный анализ структуры поселений будет проведен в будущем. Межсайтовый анализ сообществ материальной культуры и остатков фауны, например, не проводился в лондонском регионе из-за редкости хорошо выкопанных, надежно расслоенных и хорошо обустроенных отложений. В результате в настоящее время невозможно провести различие между "целевыми" объектами (за исключением, возможно, причалов трехсторонней стоянки) и поселениями, а также определить территории групповых поселений.
Данные Лондона, однако, важны для обсуждения взаимосвязи между изменением окружающей среды и культурными изменениями в позднем ледниковом и раннем послеледниковом периодах - темы, которая пронизывает исследования мезолита в северо-западной Европе.
Два экологических фактора, в частности, оказали влияние на характер расселения и экономику в период мезолита.
· Во-первых, утолщение лесного покрова, начавшееся в довореальный период, привело к развитию смешанных лиственных лесов позднего мезолита и неолита.
· Во-вторых, повышение относительного уровня моря в результате таяния ледниковых покровов, которые затопили низменные прибрежные равнины в современном устье Темзы, что привело к увеличению осадконакопления и развитию пойм вверх по течению, а затем к образованию торфа вдоль основных притоков Темзы.
Воздействие экологических изменений на экономику и структуру расселения мезолитических общин может стать предметом споров, хотя, безусловно, потребовалось бы постепенно ликвидировать места обитания в низменных поймах и вдоль низовьев речных долин, переместившись на новые места расселения выше по течению по склону долины.
Эта модель была предложена для долины Кеннета на основе данных фауны и рассмотрена Холгейтом в более общих чертах для бассейна Темзы. Экологические и археологические свидетельства недавних раскопок, как правило, подтверждают эту интерпретацию.
Например, на Трехсторонней пристани повышение уровня воды и последующее образование торфа в болотистых условиях, вероятно, привело к тому, что эта территория была заброшена для охотничьего промысла. Большое количество древесного угля в торфе на Трехсторонней пристани (вероятно, от пожаров поблизости) и на других притоках Темзы также указывает на широкое сжигание леса со стороны долины.
Положительный эффект сжигания лесного покрова для групп охотников-собирателей обсуждался в работе Мелларса, хотя альтернативная интерпретация объясняет эти залежи древесного угля с точки зрения интенсивного освоения речных уступов. Простая модель миграции на возвышенность, вероятно, потребуется модифицировать по мере поступления новых данных с мест ранних и поздних мезолитов.