На днях Германия отметила тридцатилетие падения Берлинской стены. Понять значение этого события просто — достаточно представить себя на месте жителей Берлина 60-х годов.
Жизнь каждого из нас не сосредоточена в одном районе, мы все время мотаемся из конца в конец города: на востоке — родители, на юге — возлюбленные или друзья, или взрослые дети, на западе — работа, на севере — репетитор, врач, парикмахер. Не говоря уже о музеях, театрах, магазинах, кафе. И вдруг все эти насущные связи обрываются — буквально: перекрыты улицы, трамвайные линии, ветки метро, обрезаны телефонные провода, дома на границе выселены и даже окна, смотрящие на запад, замурованы. А между тобой и близкими вырастает непреодолимая стена: проходить через КПП, число которых за время существования стены сократилось с 13 до 3, могли только жители ФРГ и иностранцы, восточным немцам пересекать границу запретили.
Стена представляла из себя не только бетонный забор, но мощный комплекс, который состоял из системы рвов, противотанковых укреплений, сторожевых башен, зон, уложенных острыми шипами, песчаной полосы, которую все время выравнивали — чтобы заметить любой след. Довершало конструкцию металлическое ограждение под напряжением.
Вопреки этому люди пытались уйти на запад. Быть подопытными кроликами в закрытой лаборатории исторических испытаний никто не хотел, к тому же бежали не только по политическим мотивам — просто хотели воссоединиться с родными, любимыми. Какие только способы не придумывали, чтобы преодолеть мощное препятствие: в багажнике автомобилей, в секретных нишах туристических автобусов, на воздушном шаре. Поначалу, когда стена еще строилась, уходили через шахты метро и подземные коммуникации. Но вскоре сотрудники Штази (Министерства госбезопасности ГДР) перекрыли эти пути. Тогда люди начали рыть тоннели — с востока на запад и наоборот.
Один из первых тоннелей шел от кладбища Панков-Шенхольц. Вход в него был спрятан под могильной плитой. Протяженность тоннеля составляла 30 метров, а высота — не больше метра, во избежание обвала проход был укреплен деревянными балками. По нему успело бежать около 20 человек, впоследствии он был обнаружен Штази.
Еще 28 человек бежали по тоннелю Беккеров — от фамилии двух братьев-близнецов, которые вырыли его для своей семьи и знакомых под собственным домом, располагавшимся недалеко от границы.
Самые знаменитые тоннели назывались либо по имени его строителей — тоннель Аагард, тоннель Томас и по названиям улиц — тоннель Волланктштрассе, тоннель Вернауэрштрассе, либо по числу бежавших. Так, Тоннель 57 позволил 57 немцам бежать из ГДР. Он был самым глубоким (12 метров) и дорогим (протяженностью 145 метров), вход в него располагался в заброшенной будке общественного туалета. По нему планировался самый крупный побег за всю историю — на 120 человек, но в числе бежавших оказались агенты Штази под прикрытием, они сорвали секретную операцию. Тоннель был оцеплен пограничными службами ГДР, завязалась перестрелка, в ходе которой был убит унтерофицер пограничной службы Эгон Шульц. Восточная пресса активно использовала его гибель в целях пропаганды.
Строительство таких тоннелей требовало больших усилий, времени и средств. Часто оно финансировалось западными телекомпаниями, которые в обмен на помощь получали право на киносъемку всего процесса — от работ до осуществления операции спасения. Так, известный тоннель 29 был вырыт итальянцами Доменико Сеста, Луиджи Спина и восточногерманским студентом Хассо Хершелем на деньги NBC. При этом большинство непосредственных строителей тоннелей были волонтерами-идеалистами или родственниками беглецов. И только отдельные дельцы превращали бегство из восточного Берлина в выгодный бизнес.
История Тоннеля 29 сложилась благополучно — ни один из бежавших по нему не был пойман. Во всех остальных случаях беглецов рано или поздно обнаруживали и сажали в тюрьму на десять лет. А с 1973 года Штази действовали по секретному приказу стрелять на поражение по всем людям, пытающимся нелегально пересечь границу, включая детей. Только по официальным данным было убито не менее 140 человек, 251 человек погиб во время побега из-за проблем со здоровьем, большая часть из них — пожилые люди, скончавшиеся от инфаркта. И это только число непосредственных жертв, не считая покончивших с собой от отчаяния, умерших от психических болезней в разлуке с родными.
Всего за время существования Берлинской стены было построено около 70 тоннелей, которые помогли 300 счастливцам воссоединиться с близкими и обрести долгожданную свободу.