Кто не знает историй про древнюю Грецию или Египет? О них сняты сотни художественных и документальных фильмов, написаны тысячи книг. Все Средиземноморье словно нашпиговано предметами старины, будь то осколки керамики или стены древних крепостей.
Но мало кто знает, что и у нас, на Урале в окрестностях Миасса, тысячи лет назад бурлила жизнь, по полям скакали всадники, женщины готовили пищу, купцы вели караваны. И что самое интересное, все это происходило задолго до событий в древней Греции.
Собрать археологический «пазл»
В Миасском краеведческом музее хранится более 90 тысяч фрагментов изделий того времени. Большинство из них были найдены в ходе работы Уральской археологической экспедиции, организованной Уральским госуниверситетом. Сегодня на стендах музея можно увидеть глиняные сосуды, которые датируются IV-II тысячелетием до нашей эры. Эта экспозиция – дело рук научного сотрудника музея (ныне директора) Дмитрия Кисленко. Именно он кропотливо собирал «пазлы» из запасников и склеивал фрагменты.
Сам Дмитрий в 2008 году окончил исторический факультет ЧелГУ по специальности «Археология». Некоторое время занимался журналистикой, но несколько лет назад решил пойти по стопам родителей. Ведь они тоже археологи. Мама, Наталия Спартаковна – главный хранитель музея «Человек и природа» заповедника Аркаим.
– В свое время из Аргазинского водохранилища слили определенный объем воды. В связи с этим появилась возможность провести археологическую экспертизу береговой линии, эти работы были проведены, – рассказывает Дмитрий. – В раскопках принимали участие и миасские школьники. Всего за период с 1972 по 1986 год было найдено более 90 тысяч фрагментов древности.
Несмотря на жару, в кабинете археолога достаточно прохладно. Находится он на первом этаже Симоновского особняка, где располагается музей. На столах разложены десятки древних предметов. Очень много осколков керамической посуды. Есть каменные топоры, наконечники стрел, фрагменты конной упряжи и изделий для домашнего быта.
На берегах Аргазей (а одноименное озеро на этом месте существовало давно) уральские археологи обнаружили более 150 стоянок древнего человека. Многие из них относятся к так называемой Черкаскульской культуре и датируются XIII-X веками до нашей эры. Культурное название находки получают по маркерным памятникам. Федоровская культура обозначена по названию поселка Федоровка под Челябинском. Черкаскульская культура – по озеру Черкаскуль, около которого и были впервые найдены подобные предметы древности.
«Меч» из 92 кусочков
На столе у Дмитрия стоит результат работы последнего полугодия – собранный воедино глиняный сосуд. Каких-то фрагментов, правда, не хватает, но смотрится впечатляюще.
– Этот сосуд (из более чем ста кусочков) найден археологами на Аргазях и был склеен на БФ, – поясняет Кисленко. – Большую часть времени я потратил на то, чтобы отмыть его от клея. Затем пропитал керамические кусочки жидкостью, которая не пропускает воду. Потом склеил современным клеем поливинилбутиралем. Теперь сосуд должен лучше сохраняться.
Дмитрий показывает старинный меч, найденный в кургане под Байрамгулово. Впрочем, «меч» звучит достаточно громко. На самом деле он представляет собой 92 кусочка железа. Сохранились также остатки кольчуги, элементы упряжи, лук, колчан, меховой жилет, колокольчики. Понятно, что все это не в лучшем состоянии, но вот костяная обкладка лука, с определенной долей вероятности, рекрувета (это такая форма лука), выглядит просто замечательно.
Археологи датируют эти находки пятым веком нашей эры. Радиоуглеродный анализ в свое время не проводился, а сегодня сделать его уже нельзя.
Вообще сохранность предметов старины – это тема особого разговора. В каких-то местах совершенно не сохраняется железо, но прекрасно «выживает» керамика, а где-то диаметрально противоположная ситуация.
– Бывает, что предмет начинает разрушаться сразу, как только его извлекли из земли. Вещи «привыкают» к тому месту, где они находятся, – объясняет Дмитрий. – Однажды, чтобы исследовать находку, в горах Восточного Казахстана просто выпилили кубический метр вечной мерзлоты с погребения, погрузили в рефрижератор и вывезли в лабораторию
Для чего «утюжок»?
Кто проживал в древние века на территории Южного Урала? Ответить на этот вопрос научный сотрудник краеведческого музея не берется, но уверен, что люди, жившие тогда, были нисколько не глупее нынешних. Попробуйте лишить благ цивилизации и технологий современного человека, выживет ли он в суровых условиях северной зимы без привычных орудий труда?
Например, чтобы создать каменный топор или нож, нужно обладать определенными навыками и умениями. Необходимо найти подходящий камень, при обработке определять силу удара, угол наклона.
На некоторых осколках старинной посуды сохранились остатки пищи. По словам Дмитрия, ученые делали анализ подобных сосудов, найденных на юге области. Оказалось, что в старину люди варили каши на молоке и мясные бульоны.
До сих пор существует и множество загадок, которые не разгадали ученые. Например, непонятно, для чего использовались так называемые «утюжки». На столе лежит один из них – камень с орнаментом, прямоугольный, а в центре прочерчена бороздка. Существует около 15 версий – что это за предмет, но точно сказать не может никто.
Миасс не хуже Греции
Что касается исторических находок, обнаруженных на Южном Урале, то они не менее интересны и ценны, чем развалины Древней Греции. Конечно, у нас не сохранились дворцы (из-за холодов людям удобнее было строить деревянные дома, которые относительно быстро разрушаются), но найдено огромное количество керамики, каменных и металлических орудий. Например, еще в советское время на озере Тургояк были обнаружены 32 доисторические стоянки. Особенно много их на северном побережье озера. (Во всяком случае, было много. Сколько осталось после строительства множества баз, никто не знает).
– Остров Веры – лишь одна из них, – поясняет археолог. – Наша, уральская земля не менее богата историческими находками, чем то же Средиземноморье.
Сегодня археологическая экспедиция ЮУрГУ работает на озере Большое Миассово в Ильменском заповеднике, но Дмитрий участия в раскопках не принимает, а предпочитает заниматься рутинным трудом. В Миасском краеведческом музее лежат десятки тысяч древних фрагментов, которые предстоит еще описать, отреставрировать. За два года работы в музее он разобрал лишь семь тысяч предметов и даже как-то подсчитал, что такими темпами закончит эту работу через 30 лет.
Владимир МУХИН
Понравилась статья? Поддержите проект! Подпиской и лайком, репостом и комментарием.