Всем привет! С Вами снова Павел Мамаев, руководитель проекта MySales! Сегодня я расскажу об одной довольно актуальной ситуации: бывает такое, что Вы давно работаете с клиентом, и в какой то момент он Вам говорит: “Испортились Вы, друзья, стало с вами сложно работать…”
Почему такое случается? Реально ли, что компании могут “портиться”? Конечно же, бывает и так, но если компания растёт и идёт вперёд, значит, точно не портится с точки зрения бизнеса =)
Итак, давайте сперва посмотрим, что такое бизнес, состоящий из 1 человека. К примеру, Вы продаёте торты. В Instagram такая тема сейчас очень популярна. Начать данный бизнес стоит с понимания, где Вы будете продавать свой товар. Может быть, на Goods.ru? На мой взгляд, сложно и рановато, т.к. торты Вы пока делаете сами, себестоимость их примерно оценивается в 500-1000 рублей, они продаются на своей тарелке и хранятся всего пару дней, ведь это же и есть Ваша фишка – натуральный и свежий продукт!
Хорошо, где ещё можно продавать Вашу идею, Ваш товар? Очевидно, что в Instagram!
Вы создаёте страничку, кидаете пару тортов, которые делали на день рождения своих родных, с парочкой классных фоток продуктов в готовом виде и в процессе приготовления. Далее следует задуматься, где лучше найти аудиторию. Прежде всего стоит искать поддержки у знакомых и друзей, чтобы приобрести эффект “сарафанного радио”. При этом стоит понимать, что Ваша концепция приготовления может быть как одобрена, так и раскритикована.
Наконец, Вы подарили девушке на юбилей Ваш легкий морковный торт, уговорили первого друга подписаться на аккаунт и лайкнуть Ваш пост, после чего он спросил о его стоимости, и тут Вы замешкались и… не ответили. Потому что нет оформленного прайс-листа, а также состава и ингредиентов. Вы решаете прикинуть – сделать примерный расчет, что потратите 500 рублей на исходные продукты, 3 часа времени на приготовление. Допустим, это выходит в 1000 рублей, Вы же всё-таки другу продаёте, можно и подешевле!
Затем Вы получаете 3-4 первых заказа с начальных конверсий. Именно на этом этапе всё обычно останавливается. Дальше все начинают лениться и останавливают развитие бизнеса. Но, представим, что Вы - участник проекта МоиПродажи. Здесь Ваш личный ментор (наставник) не оставит Вас за бортом бизнеса и обязательно расскажет, что, если друзья пережили Вашу кулинарию, то можно будет пойти дальше и продавать её другим людям, не боясь судебных исков =) В общем, он советует Вам запустить рекламу в Instagram на кровные 500 рублей, посмотреть, настроить. Пофантазировать, что у Вас активно пошли заказы, и других проблем не возникло (чего обычно не бывает в реальной жизни). И вот, Вы уже не успеваете готовить торты, набирать подписчиков в Instagram, создавать группу фейсбуке, ездить и покупать продукты! Вам требуется помощь и расширение штата сотрудников. Сперва Вы жалеете на это заработанных денег, которых и так пока немного (в любом нормальном бизнесе действует такой закон – денег всегда мало, идей и проектов больше). Вы нанимаете своего знакомого, который помогает по всем вопросам на формальных началах, помогает плохо, Вы его меняете, заодно и тренируете навыки HR-специалиста! Далее Вы нашли помощника, дело больше легче и чуть быстрее. Прошёл месяц, заказы снова растут, домашней кухни уже не хватает, как и времени на приготовление. Вы берёте в аренду помещение побольше, делаете там ремонт своими силами, у Вас возникают новые и новые вопросы и страхи (“А вдруг прогорим? Вдруг вложения не окупятся, а аренду придётся платить?!”), Вы преодолеваете себя… Что происходит далее: Вы находитесь на большой кухне с наёмными работниками, менеджером и курьером (развозить заказы лично и закупать ингредиенты времени уже не хватает). В течение месяца происходит дальнейшая инициация, но в какой-то момент курьер “сливается” с Вашими деньгами =((( Такое произошло, потому что Вы не уследили за ним. Придётся нанять еще одного повара и вплотную заняться финансами и закупками, сократив риски и издержки. Здесь Вы уже начинаете чувствовать большой груз ответственности, ведь столько человек уже зависят от Вас.
Время идёт, штат сотрудников увеличивается. У Вас в команде уже 15 поваров, Вы успели сменить несколько офисов. Для новых сотрудников Вы разрабатываете технологии, задания, ежедневные отчётности. Насыпал много сахара? – каждому этого не объяснить, Вы делаете рецепты (технологические карты).
Все эти знания предположения не беспочвенны. Когда-то я работал поваром в институте ландшафтного и дизайна. Был случай: недосчитались 3 тонны капусты, куда, спрашивается, она могла деться?! Не украли же её, кому столько потребуется?! Оказалось - повариха, пока мыла капусту, не задумывалась о том, чтобы отмыть все капустные листья. Она просто отрывала и выбрасывала лишние. С каждого кочана выходило примерно по 50-150 грамм, а в институте училось почти 3000 человек. Таким образом, набралось 3000 килограмм! Казалось бы - всего лишь немного изменили технологию приготовления!
Поэтому, когда в Вашей компании уже 30-50 человек – всё обрастает инструкциями и технологиями, люди приходят и уходят, поэтому каждый раз вспоминать, кого и чему нужно научить становится нереальным. Вы снова пишете чек-листы, инструкции, заставляете сотрудников неукоснительно следовать правилам. Одно дело - 3 тонны капусты, другое - скидка 50% от менеджера. Мало ли неадекватных в нашем бизнесе =) Таким образом можно и в убыток за неделю выйти, а конечный покупатель будет смотреть и думать: "Раньше так было так здорово – индивидуальный подход, гуманные цены, а теперь скидок нет, торты только с каталога, менеджер лишний раз не ответит". В итоге, когда у Вас штат в 50 человек, то за всеми не уследишь, всего не учтёшь – главное, что компания растёт =)
Спасибо всем за внимание, коллеги! Не рассказал Вам здесь ещё миллион историй и нюансов – подписывайтесь на нас в Instagram и Facebook , и мы обязательно расскажем много интересного в следующих статьях!