Можно ли мальчику играть в куклы? Не сделает ли это его женоподобным?
Психологи в один голос утверждают, что мальчикам не только можно, но нужно играть в куклы. И никакой опасности для развития мальчика это не несёт. А вот польза огромна.
Самое большое опасение родителей: не повлияет ли игра с куклами на сексуальную ориентацию ребёнка. Психологи так же в один голос утверждают: нет, не повлияет. Сама по себе игра в куклы –не повод бить тревогу.
Куклы – единственные игрушки, созданные по образу человека. И очень важно, чтобы у ребёнка среди машин, роботов и других традиционно мальчишеских игрушек, была игрушка, с которой он мог бы ассоциировать себя. Поэтому важно, чтобы кукла походила на мальчика. Производители выпускают 1 куклу-мальчика на 10 кукол-девочек, но тем не менее, найти их можно. В этой статье мы собрали куклы, которые помогут мальчикам в развитии.
При игре с куклами мальчики учатся эмпатии, заботе, уходу за собой, навыкам общения, проявлению эмоций и другим важным качествам, которые необходимы гармонично развитому взрослому человеку и мужчине. Куклы избавляют от «токсичной мужественности» и помогают развить те «женские» качества, которые нужны мужчинам.
До 3-х лет ребёнок не осознаёт свой пол. И кукла для ребёнка является отображением человека – его самого.
В полгода ребёнок тянется к куклам-малышам, мягким мишкам, собачкам, зайчикам, любит их укачивать и таскает везде с собой. Кукла или мягкая игрушка для ребёнка – способ успокоиться. Он обнимает её, как обнимает родителей, или укачивает, как укачивает его мама.
В этом возрасте полезно рассматривать с ребёнком его «куклу», изучать, где глазки, носик, ротик – ребёнок будет понимать, что глазки и носик не только у него на лице, но и на всех лицах.
С помощью игры дети учатся понимать окружающий мир. Вот те навыки, которым ребёнок учится, играя с куклой. Конечно, при этом требуется активная помощь родителей.
Навыки заботы о себе
Куклы - прекрасные тренажёры для маленьких ручек. Ребёнку проще сначала освоить навыки на кукле, а потом на себе. А поскольку мальчики обычно развивают эти навыки позже девочек, особенно важно помогать этому развитию.
1. Снимать одежду. Некоторые части одежды легче снять с кого-то, чем с себя. Например, носочки. Так что кукла выступает тренажёром. Ребёнок может научиться снимать носочки сверху и шапочку с резинки. Снимать штанишки, рубашку. А также управляться с молнией и крупными пуговицами.
2. Надевать одежду. Обычно ребёнку проще научиться одеваться, если он сначала попрактикуется на ком-то. Кукла для этого – идеальный кандидат.
3. Использование обеих рук на уровне груди. Этот навык должен появиться в 1,5 года.
4. «Кормление» куклы помогает ребёнку научиться управляться с ложкой, чашкой, бутылочкой, тарелкой.
5. Купание. Купание куклы помогает ребёнку привыкнуть к необычным тактильным ощущениям: прикосновению мыла, шампуня, воды разной температуры. А также выучить последовательность действий: налить шампунь, намылить волосы, смыть шампунь. Ребёнка это приучает к процедуре, и собственное купание он воспринимает уже более спокойно.
6. Ежедневные гигиенические процедуры. Чистка зубов, расчёсывание, мытьё рук. Выполнение всего этого с куклой, помогает ребёнку привыкнуть к этому ритуалу.
7. Тренировка сажания куклы на горшок поможет ребёнку отметить и у себя такие же признаки.
Навыки разговора и общения
1. Кукла помогает выучить названия частей тела, предметов одежды, цветов, размеры, предлоги.
2. При проигрывании разных ситуаций с куклой (сперва с помощью взрослого), ребёнок расширяет словарный запас и учится описывать эмоции.
3. Помогает ребёнку освоить вопросы: Где? Что? Почему? И другие. (Почему кукла плачет? Где у куклы носик? Что делает кукла?).
4. Кукла играет важную роль, когда ребёнку нужно преодолеть сильные эмоции. Детям проще перенести свои чувства на куклу, разыграв таким образом ситуацию, с которой столкнулись сами. Такое проигрывание неприятных сцен из детсадовской или школьной жизни, помогает детям успокоиться и в более безопасной ситуации рассмотреть случившееся с разных сторон и найти способ реагирования. Это, безусловно, помогает и во взрослом возрасте.
Подготовка к рождению младшей сестры / брата
1. Дети часто переносят поведение родителей на куклу. И уже кукла превращается в дочку или сыночка, о которых ребёнок заботится.
2. С помощью куклы родители могут смоделировать появление в семье ещё одного малыша. Так, ухаживая за куклой как за младшим братиком/сестрой, ребёнок хоть немного подготовится к этому событию. Это чрезвычайно полезно для детской психики, т.к. с появлением второго ребёнка, старшему неизбежно будет уделяться меньше времени. А забота о кукле – это личная активность старшего ребёнка, которая позволяет ему ощущать себя по-прежнему среди любящей семьи.
По мере взросления изменится характер игры с куклами. Девочки предпочитают играть в дочки-матери, мальчики воспринимают кукол, как субъект: катают в машинках, лечат, учат. С возрастом интерес мальчиков к куклам ослабевает: дети начинают интересоваться тем, к чему у них есть индивидуальные особенности. Для мальчиков это может быть машинки, солдатики, конструкторы.
Так что важно не навязывать ребёнку однотипные игрушки, а предоставить выбор.