Найти в Дзене

Первая коалиция против Антигона

Оглавление

Бюст Птолемея 1. Автор: неизвестен, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=507725
Бюст Птолемея 1. Автор: неизвестен, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=507725

Кассандр захватил Олимпиаду в тот самый момент, когда Эвмен потерпела поражение от Антигона, который решил реорганизовать Азию. Он назначил новых сатрапов вместо прежних (Певкест был уволен, Пейтон был казнен, Селевку пришлось бежать в Египет, когда Антигон приблизился к Вавилону). В 316 году до н.э. Антигон был самым могущественным из шести живых диадохов.

Селевк, сбежав в Египет, без труда убедил Птолемея в опасности, которую представляет Антигон. Действительно, у Лагида были виды на Сирию (которую он занимал в прошлом, но которую захватил Антигон).

Они также обратились к Кассандру и Лисимаху и решили объединить силы против Антигона.

Они попросили его организовать новое распределение сатрапий: передать Сирию Птолемею; Вавилон Селевку; Ликию и Каппадокию - Кассандру; Фригию в Геллеспонте Лисимаху. В ответ Антигон объявил о своей готовности к войне.

Осада Тира

Антигон решил положиться на врагов Кассандра для достижения своих целей. Во-первых, он связался с Полиперхоном и его сыном Александром, который, хотя и держал в руках лишь несколько опорных пунктов, но не был полностью уничтожен врагом. Антигон также связался с этолийцами и королем Эпира, которые выступали против Кассандра. Кроме того, Антигон пытался заручиться поддержкой греческих городов, обвиняя своего врага в подрыве демократии и поддержании олигархического режима.

Антигон провозгласил независимость городов, за ним последовал его противник Птолемей (Лагид, вероятно, хотел заручиться поддержкой своего народа в преддверии войны, которая последует).

Во время осады Тира (город, находившийся под властью Лагида) в 315 году до н.э., Антигон выступил с публичным обвинением Кассандра в восстановлении Фив (в то время как приказом Александра он должен был быть уничтожен); в казни Олимпиады, а также в удержании Роксаны и Александра IV в качестве заключенных.

Наконец, Антигон потребовал от Кассандра признать его титул стратега Азии. Он также занял пост регента (после смерти Антипатра этот титул перешел в руки Полиперхона), хотя Александра IV удерживал именно Кассандр.

У Антигона было несколько причин для нападения на Кассандра: с военной точки зрения он не представлял опасности, но с точки зрения дипломатии был серьезным соперником. Он был женат на Фессалонике, дочери Филиппа II (и, следовательно, имел связи с семьей Александра II); он был опекуном Александра IV (поэтому он выступал в качестве официального регента); и, наконец, он был хозяином Македонии, региона, являвшегося сердцем империи. Антигон думал, что если Кассандр будет уничтожен, другие диадохи больше не смогут продолжать борьбу.

Столкновения в Греции

Греческие города были более благосклонны к Антигону, пообещавшему им большую автономию. Кассандр вскоре начал борьбу с Полиперхоном (в то время был убит его сын Александр), что оказалось крайне неблагоприятно для последнего. Ему пришлось покинуть Антигона и объединить усилия с Кассандром.

Затем Кассандр выступил против этолийцев, не преуспев в этой кампании.

В 315 г. до н.э., Телесфор, племянник Антигона, сумел высадиться в Греции и напал на Пелопоннес и Беотию. Кассандру удалось победить этолийцев и эпирцев (царь Эакид был убит, его сменил двоюродный брат Неоптолем II) в 313 г. до н.э. Впоследствии другому племяннику Антигона, Птолемею, пришлось отправиться в Грецию, чтобы выступить против Телесфора, который начал действовать исходя из своих собственных интересов.

Позже Птолемей захватил всю Грецию и в 312 году до нашей эры заставил Кассандра и Лисимаха вступить в переговоры.

Столкновения в Азии

В 315 г. до н.э., когда Кассандр был под присмотром его племянника в Греции, Антигон решил подчинить Птолемея в Азии. Последний, не желая рисковать нападением на своего противника, предпочел покинуть Сирию. Кроме того, Птолемей поручил Селевку командовать египетским флотом.

Антигон, продвинувшись к Тиру, решил осадить город, который сдался в 314 году до н.э., после года осады.

Однако, несмотря на то, что Антигону удалось захватить город, его положение оставалось нестабильным: действительно, угроза, создаваемая Асандром в Малой Азии, все еще ощущалась.

Антигон, объединившись с царем Вифинии и городами Халкидон и Гераклея, сумел захватить многие города на Ионическом побережье, включая Милет. В 313 г. до н.э. Асандр решил объединиться с Антигоном; в то же время город Кирена восстал против правительства Офеллы.

В 312 г. до н.э. Птолемей понял, что настало время действовать: если бы Антигон решил все проблемы в Малой Азии, он вскоре вернулся бы в Египет, чтобы встретиться с ним лицом к лицу. Поэтому Лагид принял решение о Кипре, а затем напал на сына Антигона Деметрия I и разгромил его в Газе.

В то же время Селевк захватил Вавилон, и, завоевав симпатии сатрапов региона, стал представлять угрозу в глазах Антигона.

Антигон все же решил снова напасть на Птолемея, и в то же время послал Деметрия сражаться с Селевком. Именно в это время к остальным диадохам были направлены эмиссары, чтобы найти точки соприкосновения, способствующие установлению перемирия.

Мир 311 г. до н.э.

Кассандр, Птолемей и Лисимах заключили мир с Антигоном, который хотел сконцентрировать свои усилия против Селевка, потерпев неудачу с кампанией Деметрия.

Фактически мирный договор провозгласил статус-кво, при этом каждый диадох сохранял свои владения. Кроме того, Антигон был подтвержден в его звании стратега Азии, что поставило Селевка в сложную ситуацию. Кассандр был назначен стратегом Европы и регентом (но все эти звания были временными, потому что Александр IV приближался к совершеннолетию).

Была провозглашена свобода греческих городов, но на практике ничего не изменилось.