Найти тему
ЗАГАДКИ ИСТОРИИ

Люди прошлого: новые соображения насчет древних Майя. Часть2

Знание о прошлом - это не просто эзотерика о каком-то месте и некоторых людях, которых больше не существует.
В исследованиях, подобных вышеупомянутым, есть много «уроков из прошлого», которые могут предоставить полезную информацию для современного мира.

Некоторые из наиболее обширных дискуссий об интимных аспектах жизни древних людей основаны на достижениях в археологическом и художественно-историческом анализе изображений людей - изображений, отлитых в виде статуэток, написанных на керамике или надписанных на памятниках.

Иконографическое и текстовое исследование подталкивают эти анализы к ответам на вопросы о восприятии древних людей себя, красоты, статуса и сексуальности.
С противоположных сторон гуманизма и науки, исследовательские интересы пересекаются, чтобы раскрыть личные данные о древних людях, некогда считавшихся недоступными для археологии.

Человеческое лицо из жилого района в Ла Сьерра, столице поздней классики(anno Domini 600-800) долины Нако, Гондурас.                                                                                                                         Украшения в ушах и повязка на голове могут указывать на элитный статус этого человека. Фото Эллен Белл
Человеческое лицо из жилого района в Ла Сьерра, столице поздней классики(anno Domini 600-800) долины Нако, Гондурас. Украшения в ушах и повязка на голове могут указывать на элитный статус этого человека. Фото Эллен Белл

Раскопки мест, где люди действительно жили: домашние, общинные и поселенческие исследования

Изучение прошлого - это не просто поиск древних людей. Во многих археологических контекстах невозможно найти реальных людей (в человеческих останках, изображениях или текстах).
Изучение прошлого - это понимание взаимосвязей между людьми и другими аспектами социальной жизни. Независимо от того, можем ли мы найти людей в археологических записях, мы можем сделать вывод об их присутствии, ролях и отношениях.

В исследованиях Майя, как и в археологических исследованиях по всему миру, развитие домашней, общинной и поселенческой археологии было трамплином для анализа прошлого людей.
Прошло уже много десятилетий с тех пор, как археология Майя заслужила свой старый стереотип “археологии храмов и гробниц."
Начиная с 1960-х годов новаторская работа Гордона Уилли и Венди Эшмор, среди многих других, вдохновила новые поколения на археологические исследования мест, где действительно жили люди: домашних хозяйств, общин и поселений.

Чтобы проиллюстрировать это исследование, ниже приведены два примера из области бытовой археологии: один из проекта Cerén, направленного Пейсоном Шитсом, а другой из археологического проекта Xunantunich, направленного Ричардом Левенталем и Венди Эшмор.

Деревня Церен в Сальвадоре - это Помпеи Нового Света.
Вокруг дома извергся вулкан Лома Кальдера, погребший Церен ниже 5 метров пепла. Поскольку извержение было внезапным, жители Церена могли только бежать из деревни и должны были оставить все свое имущество в домах.
Благодаря своей заброшенности и консервативным свойствам вулканического пепла Церен предоставляет археологам майя беспрецедентную возможность исследовать повседневную жизнь простых людей в точный момент времени. Исследователи используют археологические, геофизические, вулканологические и палеоэтноботанические методы, чтобы ответить на вопросы о Церене.

-2

Были обнаружены даже следы в садах, следы пешеходных дорожек во дворах и три отпечатка пальцев на еде, оставленной в тарелках. Извержение Лома Кальдера , по-видимому, произошло в августе, потому что кукурузные растения на полях созрели и начался первый сбор урожая кукурузы. Вероятно также, что это случилось поздно вечером после ужина, потому что посуда была еще грязной,но спальные коврики были свернуты.

Люди в Церене, по-видимому, заботились о защите своих домов, поскольку дома закрывались,а свои острые режущие предметы и ценности хранили в труднодоступных местах, таких как в кровельной соломе или под потолком.

Жители Церена были фермерами и производителями хлопчатобумажной ткани. Об этом свидетельствуют сохранившиеся скоропортящиеся продукты. И даже знаем, какие виды древесины люди использовали в строительстве и ассортимент пищи, которую они сажали, ели и предположительно торговали или предоставляли в качестве дани.

Интересно, что у жителей скромных домашних хозяйств Церена было достаточно жилья, хорошего продовольственного снабжения и сложного эстетического чувства (которое включало предметы их собственного производства, а также предметы, высоко ценимые из других источников). Действительно, качество жизни древних жителей Церена было намного лучше, чем у современных сельских жителей Сальвадора.

Но в то же время Церен не был этаким Райским Садом - жители не были экономически самодостаточны. Многие из их повседневных потребностей поступали из других мест, и их местные ресурсы едва ли были равны ресурсам людей более высокого статуса, с которыми они взаимодействовали.

-3

Учитывая плохую сохранность в тропиках, обычно бывает невозможным оценить богатство повседневной жизни людей так, как это возможно в Церене.

Но майянисты проводят более обширные раскопки домашних хозяйств и даже целых кварталов и сообществ, чтобы собрать более полную информацию о повседневной жизни людей.
Даже в Церене раскопки изолированного дома или раскопки испытательного колодца (небольшой, часто размером не более 2 х 2 м, раскопки, напоминающие телефонную будку) в доме, не предоставят достаточных доказательств для документирования повседневной жизни.

Были проведены масштабные раскопки в сельских поселениях по всему штату Ксунантунич в Белизе в сочетании с раскопками в самом городе Ксунантунич.