«Сердце мира» – фильм-победитель Кинотавра 2018 года от режиссёра Наталии Мещаниновой о нашем человеческом приручении. Главный герой ветеринар Егор – эмоциональный и внутренний отшельник: он сбежал от матери-алкоголички, наградившей его шрамом от ножа, в лес, в семью заводчика собак. С ними-то, да ещё и с лисами, ручными козлятами, которые просят у него как у мамки поесть молочка, Егору легче всего находиться – они его братья, такие же беззащитные, как он.
Люди беззащитны
Егор молчит, когда пьяный Николай, хозяин станции, разыскивая по медицинским баночкам спирт, тычет его, как котёнка, в место, где он напакостничал: «Это не твоё. Твоего здесь ничего нет – всё моё». А у него что-то да есть: есть какой-то уголок где-то далеко, доставшийся от бухающей матери, в который он не вернётся, но и не отдаст тёте Поле – хотя в целом Николай прав. И в Егоре просыпается звериная ярость.
Животную злобу ожидаешь от хищника, но травоядный скот, какая-нибудь бешеная беленькая коровка, куда страшнее тигра
Егорушка не умеет общаться с людьми и не владеет своим гневом: от неумения ответить он скулит и избивает Николая – так хочет почувствовать силу и что он может хоть что-то. Чужая боль, причинённая твоими малосильными ручонками, тебя не возвышает, но как бы возвращает обидчика к жизни: «Ты и сам такой, жизнью битый и калеченый, – успокойся и помни об этом».
Люди приручены
Можно просто и жестоко бить таких же, как ты, бессильных врагов, а можно возвращать к боли того, кто просит тепла.
– Я не могу так. Это твой сын, и он тебя ищет, надо открыть дверь, – Егор натягивает штаны, отодвигая Дашу, дочь хозяина станции.
Ей одиноко, она устала жить в лесу с родителями. Пусть она любит сына, но матерью быть не хочет и огрызается на своего Ванюшку – честное слово, лучше бы Егор Дашу ударил, но не прекращал целовать и ласкать.
Каждая тварь слову доброму радуется. А если нет этого доброго слова, злится или закладывает за воротник для согреву – тепло любое сойдёт. Человеки-то ручные и беззащитные, как лисы, которых выпустили «зелёные», думая, что нельзя диких зверюшек в клетках держать. Пять поколений лисят Николай выращивал, кормил, укутывал, как лялек, – какие же они дикие, если к хозяину ластятся? Они сами-то ничего не умеют: в лесу их раздерут или клещи покусают – что с них взять, с выведенных. Вот и людей кто-то добрый из тёплой клетки в мир выпустил: бегай, мол, на свободе и радуйся травке и другим людям. А куда приткнуться и как бегать, не научил – иди, значит, и принюхивайся.
Люди ушли от своего хозяина и не могут сами по себе
«Зелёные», когда хотели всех животных на свете спасти от злых охотников, совсем забыли, что они сами такие же животные, которым необходимо помогать. Они возомнили, что выше звереубийц, раз думают об вегетарианской этике и справедливости.
Когда любимая собака Даши не двигается от паралича и кровопотерь, Николай предлагает её усыпить, чтоб не мучилась: «Ведь у человека есть выбор, умирать или бороться, – так не издевайтесь над животным». Егор продолжает перевязывать омертвевшую лапу: «Это мы за неё определяем, её-то не спросишь». Потом Егор из картона смастерил ей ошейник позора, когда собачонка разорвала себе бинты, вылизывая рану. А если это её решение сделать себе хуже, умереть – так почему позор?
Неужели мы не можем понять, умирать нам или нет, жить нам по определённым правилам или нет, но хотим чувствовать себя добрыми и спасать без спросу?
Текст: Анастасия Евдокимова
Фото: www.kinopoisk.ru