Найти тему
Fantasystorm

Происхождение фэнтези. Часть вторая.

Как уже говорилось в предыдущей статье термин "фэнтези" может относиться к различным вещам, начиная от акта воображения и заканчивая определенной формой визуального искусства. В литературоведении фэнтези рассматривается как жанр, способ, стиль и техника повествования. В результате, за последние семьдесят лет научных исследований было получено множество определений этого термина, некоторые из которых расширяют понятия друг друга, а другие противоречат.

https://pixabay.com/ru/photos/%D0%B1%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0-%D0%BD%D0%B5%D0%B1%D0%BE-%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%86%D1%8B-%D0%BC%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-425730/
https://pixabay.com/ru/photos/%D0%B1%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0-%D0%BD%D0%B5%D0%B1%D0%BE-%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%86%D1%8B-%D0%BC%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-425730/

В "критических терминах научной фантастики и фэнтези" ученые предполагают, что фантастическое определение уходит корнями в попытки дать новое определение "воображению" и "фантазии".

Именно различие между фантазией и воображением заложило основу для критических дискуссий, которые займут большую часть19 века и дадут толчок для развития современной фантастической повести.

Несмотря на новые исследования по этой теме, многие критики продолжали ставить под сомнение законность немиметических нарративов. Они последовали по стопам древнегреческих философов и мыслителей раннего христианства, которые отвергли "элементы фантазии как суеверные" и допускали их, только если они были оправданы "дидактической или моральной целью".

Со временем увеличилось число ученых, выступавших за сверхъестественную фантастику. Они пошли по стопам сэра Уолтера Скотта и Эдгара Аллана По, одними из первых предложивших критический словарь для изучения немиметической (что такое "немиметический" можно узнать в предыдущей статье) фантастики.

Хотя в то время это было условно, шотландский поэт и романист Джордж Макдональд сначала отказался ассоциировать свои произведения с детской или псевдоисторической литературой. Он настаивал на императивной роли последовательного нравственного порядка в произведениях художественной фантастики: Духовные и моральные законы должны существовать как в этом мире, так и в любом мире, который можно создать.

https://pixabay.com/ru/photos/%D1%84%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%8F-%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%8B-%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%8F-%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0-%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C-2879946/
https://pixabay.com/ru/photos/%D1%84%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%8F-%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%8B-%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%8F-%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0-%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C-2879946/

Некоторые называют Макдональда "первым настоящим фантастом". Он оказал большое влияние на последующую когорту европейских и североамериканских писателей-фантастов и ученых 20 века.

Хотя Джордж Макдональд и является автором первого современного фантастического повествования, именно британский писатель, лингвист и поэт Джордж Р. Р. Толкин, получил мировое признание в сфере сверхъестественной фантастики. Толкин изучал средневековье с лингвистической стороны и верил, что языки заложены в мифологии. Неоднократно "отец" сверхъестественной фантастики признавался, что создал свои необыкновенные воображаемые миры с целью приспособления и адаптации аудитории к своим искусственным языкам.

Толкин рассматривает сказку (сверхъестественную фантастику) как литературную форму. Он вводит ряд новых теоретических концепций (таких как первичный мир, вторичный мир, фэйри, эвкатастрофа и другие), которые впоследствии стали незаменимыми для всей фантастической науки. Толкин отмечает, что сказки закладываются в воображаемом мире - "Фэйри". Фэйри - это "вторичный мир", своеобразное, но в то же время условное воображаемое пространство, созданное автором, который становится "субтворцом". Этот процесс подразумевает извлечение образов и концепций из первичного мира и их переосмысление оригинальным образом. По словам Толкина, "первичный мир" - это наша консенсусная реальность, созданная Богом.

В толкинском понимании "чтобы сказка считалась сказкой, она должна быть представлена как "правдивая" в том смысле, что читатель может воспринимать ее как намеченное представление действительности". Другими словами, успех сказки зависит от того, будет ли она восприниматься как правдоподобная или нет. Толкин называет веру в вымышленную реальность вторичного мира "вторичной верой". Вторичная вера контрастирует с "первичной" (религиозной) верой в Бога.

Толкин настаивает, что подсознание процесс более мощный, чем обычное воображение, поскольку оно удовлетворяет ряд насущных психологических потребностей:

  • "Фантазия" сама по себе является первой потребностью - самой чистой формой творчества человека, которая усиливает, а не подрывает разум, поскольку она зависит от умения отличать реальное от нереального.
  • Восстановление - это термин Толкина, означающий "восстановление ясного видения" или невинной перспективы.
  • Побег - своего рода механизм преодоления трудностей, иллюстрируемый символическим побегом от смерти, воплощенным во многих сказках.
  • Утешение (эвкатастрофа) - счастливый конец сказки.
https://pixabay.com/ru/photos/photoshop-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F-2845779/
https://pixabay.com/ru/photos/photoshop-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F-2845779/

Фантастика созданная Толкином и его соратниками инклингами, положила начало становлению сверхъестественной фантастики как независимого международно признанного феномена, который мы знаем сегодня. Тем не менее, несмотря на популярность и неоспоримое влияние фэнтези, оно до сих пор не полностью понято. Фактически, даже такая элементарная вещь, как определение этого термина, вызывает полемику.

Фэнтези
0