Советская пилотируемая космонавтика берёт начало с корабля "Восток", именно на нём совершил свой легендарный полёт Юрий Гагарин. Американская космическая программа, взявшаяся догнать и обогнать Советский Союз, называлась "Меркурий". И если сравнить две эти системы подготовки и запуска человека в космос, преимущество СССР может оказаться не таким очевидным.
- Как корабль назовёшь...
Советский корабль получил своё названием как сторона света – "Восток". Однако выбирал Королёв из многих вариантов (подробнее в этом материале). Американцы выбрали для первой программы покорения космоса имя римского бога торговли и богатства Меркурия.
- Вес и диеты
Грузоподъёмность советской ракеты намного превосходила американцев: вместо 1,5 тонн она могла поднять до 5 тонн. Это вынуждало американцев как только можно ухищряться и экономить каждый килограмм: выбирая более лёгкие материалы, продумывая аскетичную компоновку капсулы. В то же время даже СССР столкнулись с перегрузкой в 14 кг, когда проходило финальное взвешивание корабля. Было даже предложение заменить Гагарина на более лёгкого и невысокого Титова (о судьбе Титова в этом материале). Но Королёв эту идею не поддержал, и в итоге решили отказаться от пары килограмм научного оборудования.
- Раз ракета, два ракета, три ракета
В то же время и корабль "Восток" (и его модифицированная версия "Восход" позже) летал на ракетоносителе Р-7, так называемой "семёрке". Американцы же только за программу "Меркурий" испытали несколько ракет: Little Joe (Маленький Джо, для первого этапа беспилотных испытаний), Redstone и Atlas (на них уже летали пилотируемые миссии "Меркурия").
- Кто платит за банкет?
Советская космонавтика долгое время не имела как такового самостоятельного пристанища и государственного органа. Она росла как "дочка" ракетчиков, из-за чего в начале своего становления прошла через бурный рост и активное финансирование. Но уже к концу программы "Восток" финансирование стали снижать, число выпускаемых кораблей сильно отличалось от числа заказываемых, а скорость изготовления была низкой. В то же время американская программа на момент её зарождения была приписана под контроль нового органа: Национального управления по аэронавтике и космосу (NASA), что позволило совсем иначе выстроить систему работ и финансирования.
- Шар и не-шар
Более свободно себя чувствующие из-за высокой грузоподъёмности ракеты Р-7 советские инженеры позволили себе взять форму сферы как идеальную для запуска первого корабля на орбиту и сформировать двухчастный космический аппарат: приборный отсек и сам спускаемый аппарат. В то же время ограниченные весом американцы довольствовались капсулой в форме конуса: это позволяло сделать только один отсек и покрыть теплозащитным экраном не весь корабль, а лишь его дно.
- Прилунение
Большие сухопутные территории Советского Союза склоняли инженерные решения к тому, что посадка корабля будет осуществляться прежде всего на сушу. Хотя форс-мажорные обстоятельства и посадка на воду не исключались. В то же время технически непосредственно мягко приземлять корабль ещё не умели, поэтому первые космонавты катапультировались на высоте 7-8 км. Хотя этот факт активно скрывался от мировой общественности. В США с его огромными прибрежными территориями океанов приоритетной была посадка на воду. А затем пилота и капсулу поднимали на борт авианосца прибывшие команды спасателей.
- Лучший друг человека
В СССР первые тестовые запуски кораблей проводились на собаках. Целый отряд беспородных небольших чёрно-белых собак налетал не один виток на орбите, полёты в основном проводились на паре собак для получения сравнительных данных. В США для этой цели были выбраны шимпанзе. Они летали по одиночке, и перед запуском пилотируемого нового космического корабля обязательно сначала отправлялся в космос пилот-обезьяна. Американские астронавты шутили, что с их работой справится и мартышка.
- Человек или робот?
Советская космонавтика не имела особого выбора: быть с автоматическим управлением или иметь полностью пилотируемые космические полёты. Ракетчики были заинтересованы прежде всего в беспилотных аппаратах для военных целей, а значит все функции управления перекладывались на автоматику и контроль с Земли. В то же время американские инженеры чисто конструктивно были ограничены весом и не могли себе позволить поставить столько автоматического оборудования и систем резервирования на случай их отказа. К тому же астронавты упорно отстаивали своё право на пилотирование и хотели быть космическими пилотами, а не пассажирами. Так с первых кораблей "Меркурий" функций ручного управления в них было намного больше, чем в "Востоках", которые могли двигаться лишь в автоматическом режиме и только по орбите.
- Рекорды по длительности
Самым коротким полётом на "Востоке" был полёт на первом корабле Юрия Гагарина, который составил чуть более полутора часов. Самым же длительным был полёт Валерия Быковского (смотрите детали тут), который длился 118 часов. На "Меркуриях" самым коротким был первый и второй полёты: Шеппард и Гриссом были даже не на орбите, а в суборбитальном полёте всего 15 минут. А самым длительным был последний полёт миссии с участием Гордона Купера: он продлился больше суток, 34 часа.
И хотя можно вести долгие споры, что СССР на первом этапе космической гонки с США был однозначным лидером, детальное сравнение программ показывает, что уже в "Меркурии" Штатам удалось заложить те основы, которые позволили им в дальнейшем вырваться вперёд.
Читайте здесь о конструкторе "Востока" и первом гражданском космонавте Константине Феоктистове
Тут узнайте подробнее о судьбе первого астронавта Джона Гленна
Кто в кино оказался лучшим конструктором станций: наши или американцы, читайте в этом материале.
****
Ставьте палец вверх, если узнали новое для себя.
Подписывайтесь на канал и делитесь публикациями: впереди будет много интересного!