Станислав Лаптев рассказывает, как 7 лет работал на заводе, почему всё бросил и стал фрилансером, зачем пошёл на курсы и чем занимается сейчас.
С завода на фриланс
— Как началась история с дизайном?
— В 2010 году, после армии я пошёл работать на завод Bosch. Какое-то время меня всё устраивало: прошёл путь от работника ручной сборки до мастера участка, съездил в командировку в Германию… Но постепенно накопилась усталость. К тому же я не понимал, куда и как расти дальше. Следующая карьерная ступень на заводе — это начальник производства, но они меняются редко. Поэтому мысль, что меня повысят, была достаточно призрачной. На заводе даже есть такое выражение, что мастер — это должность на всю жизнь.
Я хорошо помню 9 января 2017 года, последнюю ночь длинных новогодних каникул. Я лежал и думал, что не хочу идти на работу. Буквально на следующий день я начал изучать, как можно зарабатывать иначе, — наткнулся на статью о биржах фрилансеров и решил попробовать.
— Что ты делал на фрилансе?
— Я зарегистрировался на Workzilla, но там есть рейтинг фрилансеров, а я был новичок и поэтому поначалу хорошие заказы брать не мог. Я делал любую работу, если она хотя бы 100 рублей стоила: расшифровывал тексты, заливал информацию на сайт, наполнял интернет-магазины товарами, пробовал себя в копирайтинге, собирал сайты на конструкторах.
— А параллельно на завод ходил?
— Да, я начал заниматься фрилансом в феврале, а уволился позже, в мае 2017 года.
— Почему именно тогда? Заработок на фрилансе сравнялся с заводским?
— На заводе я зарабатывал 35 000 рублей, это неплохая зарплата для нашего региона, средняя — около 30 000 рублей. На фрилансе все эти месяцы у меня стабильно выходило 20 000 — 25 000 рублей: я подумал, что это только начало, а дальше будет ещё лучше, когда я смогу уделять этому больше времени. Но вопрос даже не в деньгах был, я просто загорелся этой идеей и прыгнул как в омут с головой. Сейчас я думаю, что тогда поторопился, потому что ещё не умел толком искать заказы, общаться с клиентами, согласовывать работы… Так что стоило сначала поучиться, а потом уже бросать работу.
— Но в тот момент ты был счастлив?
— Очень. Первые два месяца я каждый день просыпался с улыбкой на лице: чёрт возьми, мне не надо идти на работу! Сейчас я, конечно, уже привык и таких ярких эмоций нет, но я не жалею, что ушёл с завода. Может быть, я сделал это слишком поспешно и где-то ошибался, но после курсов я чувствую себя увереннее. Так что в целом я доволен.
— Как семья отреагировала, когда ты решил уйти с завода?
— Особо меня никто не отговаривал. Но у меня тогда уже сын родился, ему как раз чуть больше года было. Так что близкие спрашивали, уверен ли я, хорошо ли подумал. Но мне очень хотелось поскорее изменить что-то в жизни: уйти с завода, работать в свободном графике, — так что думал я недолго.
— Как от всеядного фрилансерства ты перешёл именно к дизайну?
— Поначалу я брался за разные задачи, да. И в какой-то момент столкнулся с веб-дизайном. Начал читать про это в интернете, смотреть обучающие ролики. Меня это захватило, и постепенно я стал брать простенькие заказы. Потом перешёл на UI-дизайн. Но у меня всегда было ощущение, что не хватает знаний, что есть пробелы с самим дизайном, да и организация работы не идеальна. Поэтому когда я точно понял, чем я хочу зарабатывать на фрилансе, то пошёл на курсы.
Обучение и UX-дизайн
— Как ты пришёл в UX?
— Я в очередной раз что-то читал про UI-дизайн и наткнулся на курс Skillbox по UX-дизайну. Честно, я до этого момента вообще не имел представления о том, что такое UX-дизайн2. Но когда перешёл на сайт и почитал о курсе, то понял, что мне этих знаний очень не хватает и что UI-дизайн не может существовать без UX-аналитики. Как на самом деле должен строиться умный дизайн — меня это так зацепило, что я купил курс, точнее даже несколько, и начал учиться.
— Как тебе обучение?
— Мне очень понравилось. Я сомневаюсь, что смог бы самостоятельно всё это изучить и освоить, потому что наедине с собой нет такой мотивации. Когда ты видишь эксперта: его работы и как он преподносит материал, — то хочется расти до такого же уровня. Так что курс помог мне и с дисциплиной, и с информацией. Я пришёл совсем без знаний в UX-дизайне, а на выходе владел всеми базовыми инструментами.
— Сложно было учиться?
— Скажу честно — да. Некоторые модули меня прям в тупик ставили. Например, задание с моносыроедами. Я до задания даже не знал об их существовании. Очень тяжело было по ним собрать информацию: я писал разным людям, надоел, наверное, всем в директе в Instagram, «ВКонтакте». Но самое обидное, что даже те, кто мне отвечали, не всегда могли помочь: кто-то не моносыроед, а просто сыроед, кто-то всего неделю был моносыроедом, поэтому в группе состоит, но полноценно заполнить анкету не может — сам не в курсе. Были даже такие ребята, которые с меня денег требовали. То есть я просил заполнить анкету, а они говорили, что любая информация стоит денег, поэтому бесплатно не будут делать. Но в любом случае это был хороший опыт, первая разведка боем: надо было провести анализ, исследовать целевую аудиторию, составить портрет пользователя, персоны. Пусть это было непросто, но зато дико интересно.
— А какая у тебя была тема диплома?
— Я придумал и сделал функционал для привлечения пользователей в приложение «Мой Билайн». Но он у меня не совсем получился. Представитель «Билайна» сказал, что я придумал классную киллер-фичу, но так глубоко её спрятал, что она теряет всякий смысл. Я, кстати, сравнил свой диплом в университете и в Skillbox и понял, что в вузе мне проще было его написать.
— На кого ты учился в университете?
— Я пошел на учёбу, когда устроился на завод в 2010 году, поэтому тогда я выбрал машиностроительный факультет. Специальность — автоматизация, а тема дипломной работы — система приточно-вытяжной вентиляции на производстве. Наверное, тогда мне было легче, потому что я уже на практике знал, с чем имею дело. А вот UX я осваивал с нуля.
Фриланс для чайников
— После курса ты остался на фрилансе?
— Да, я работаю UX/UI-дизайнером, уже долго сотрудничаю с одной компанией, а параллельно беру ещё какие-то мелкие задачки.
— Менять ничего не планируешь?
— Я хотел бы устроиться в какую-нибудь студию, потому что мне хочется испытать в бою все мои знания с курса — просто на фрилансе это сделать невозможно. Большинству клиентов многое из того, что я умею, даже не нужно: они ставят такие короткие сроки, за которые нельзя провести полноценное исследование. Так что часть моих знаний вообще не используется, а мне хочется провести проект от начала и до конца.
— Сколько у тебя сейчас проектов?
— Два крупных, один мелкий и ещё небольшие заказы по оформлению соцсетей, интернет-магазины.
— Что больше всего нравится в работе UX-дизайнера?
— Начинать проект. Самые первые этапы: когда я знакомлюсь с заказчиком, анализирую сайт, с которым предстоит работать, подбираю рефы.
— Попадались тебе сложные клиенты?
— Да.
Я для себя решил, что ни при каких условиях не буду сотрудничать с психологами и владельцами йога-студий.
Не знаю, может, мне просто не везло, но с такими клиентами было труднее всего работать.
— Почему?
— С психологами как-то сразу не задалось. Первый опыт был такой: я делал сайт на конструкторе, поначалу всё шло хорошо, но потом начались какие-то не правки даже, а придирки. Я три дня не мог согласовать фавиконку3 — а она ведь очень маленькая, там в принципе сложно что-то рассмотреть… Но клиент настаивал: в глаза бросается, что спиральки завёрнуты не по часовой стрелке. И что это ужасно плохой знак, нужно срочно исправить.
Затем я оформлял для другого психолога группу «ВКонтакте». Был уверен, что тут-то проблем не возникнет. Но нет. Заказчик рассмотрела в обложке намёк на кровавые пятна, хотя их там не было. В итоге я 10 раз переделывал и финалил эти обложки и с тех пор пообещал себе с этой группой заказчиков больше не сотрудничать.
— С владельцами йога-студий похожая ситуация?
— Да, я делал лендинг и потом месяца два не мог его сдать. Причем заказ был без всяких исследований и аналитики, просто UI-дизайн. Там тоже было много мелких замечаний: то поза не та, то ракурс плохой, то оттенок стены не тот, то кирпич не слишком лофтовый.
— Если в целом про фриланс говорить, за что его любишь?
— За начало рабочего дня в 10 часов утра.
— А что не нравится?
— То, что я не могу уйти с работы. Люди, которые работают в офисе, вечером выходят из здания и понимают: всё, работа закончилась. А я так не могу, по будням моя работа бесконечна. Я даже пытаюсь установить для себя график, но не получается. Например, в 19:00 я отправляю финальную версию заказчику — и можно бы пойти отдыхать… но через час приходят правки, и я снова сажусь работать — хочется довести проект до конца, максимально хорошо сделать. Наверное, я бы и на выходных продолжал что-то править и финалить — но по выходным супруга работает, а я сижу с ребёнком.
— А было ли что-то на заводе, чего сейчас не хватает?
— Да. Общения с людьми не хватает. Я вообще человек достаточно коммуникабельный и неконфликтный. Но сейчас я какой-то затворнический образ жизни веду: даже с друзьями редко вживую встречаюсь, в основном онлайн.
— Над чем бы ты хотел поработать?
— Мне хочется быть частью чего-то очень крутого и масштабного. В голову сразу приходит проект AIC для банка ВТБ 24. Когда я в первый раз его увидел, то просто растаял от того, насколько это красиво, профессионально сделано и как мастерски использована анимация. Для меня это сверхкрутой уровень, к которому я стремлюсь.
Релокация и немецкий менталитет
— Если бы тебе предложили работу в другом городе или за рубежом — согласился бы?
— Думаю, да. Мы с женой договорились, что если будет такая возможность или релокацию предложат, то мы попробуем. Но пока такого не было.
— Есть какая-то конкретная страна, куда хочешь поехать?
— Так не отвечу, но в Германию точно не хотел бы.
— Почему?
— Когда я только пришёл на завод, мне повезло: я попал в группу, которую отправили на обучение в Германию. Мы провели там два месяца, и я понял, что жить там не хочу. Это совсем другой менталитет и взгляд на жизнь, который мне совсем не близок.
На заводе Bosch в Германии один немец, переехавший туда из Казахстана, рассказал, как сидел с немецким другом, ужинал, выпивал, а потом отправился в магазин — купить ещё пива. По пути его остановили полицейские, оштрафовали. Когда он вернулся к товарищу, то оказалось, что это тот позвонил в полицию, потому что сильно переживал за его состояние и здоровье. Для нас эта история звучит как что-то фантастическое, в России за такой поступок можно и удар в лицо схлопотать. А для немцев — всё нормально.
Блиц
— Дашь совет тем, кто хочет сменить профессию, но боится?
— Не бойтесь пробовать новое и неизвестное, но не поступайте опрометчиво — трезво оцените свои силы и возможности и лишь потом прыгайте в омут с головой.
— Опытный дизайнер, с которым бы хотел поговорить о работе за чашкой кофе?
— С Мишей Розовым (основатель и дизайн-директор студии PINKMAN.
14 лет в веб-дизайне. На его счету больше тысячи выполненных проектов. — Авт.).
— Навык, который хотел бы освоить?
— Анимация и рекламная графика. Я часто сталкиваюсь с запросом на эти навыки, но пока мне нечего на это ответить.
— Чему научил курс, твой главный вывод?
— Что за красивой картинкой стоит очень много работы, которую не видно невооружённым взглядом. UI может быть лишь вершиной айсберга, за которой скрывается кропотливая, тяжёлая и интересная работа аналитиков.
Хотите узнать больше о профессии UX/UI дизайнера? Получите полгода бесплатного обучения ниже по ссылке