Ни для кого не секрет, что название художественного произведения, будь то фильм, книга или песня, имеет немалое значение для его восприятия. Едва ли кого-то привлечет книга или афиша со скучным и банальным заголовком. Именно поэтому кинорежиссер старается придать своему детищу звучное и броское название, которое, к тому же, должно быть лаконичным и запоминающимся. Однако в любом правиле есть исключения, и сегодня мы постарались вспомнить пять советских фильмов с самыми длинными названиями. Приготовьтесь считать буквы, и – поехали!
1. “Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков” (1924 г., реж. Л. Кулешов)
Итак, на дворе авангардные 1920-е – эпоха ФЭКСов в кино, футуристов в литературе, супрематистов в живописи. Фильм Льва Кулешова “Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков” по сценарию известного советского поэта Николая Асеева вполне в духе эксцентричного времени попытался развенчать популярные в тот момент на Западе мифы о советской России. История об американце мистере Весте, приехавшем в советскую Москву, оборачивается то авантюрной комедией, то хроникой криминального мира, то политической агиткой. Сегодня такое название уже выглядит чересчур наивным и прямолинейным, однако в свое время оно вполне отвечало и художественной, и идеологической задаче и в полной мере отражало роль кино как “важнейшего из искусств”.
2. “История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж” (1967 г., реж. А. Кончаловский)
Название одного из ключевых фильмов режиссера Андрея Кончаловского первоначально звучало еще длиннее – “История Аси Клячиной, которая любила одного, да не вышла замуж, потому что гордая была”. Однако такое необычное название, как, впрочем, и сам фильм, сильно пострадало от цензуры, в результате чего лента легла на полку на два десятилетия. Лишь в 1987 г. зрители увидели восстановленную версию – и удивились смелости режиссера, соединившего в картине игровые эпизоды и документальные кадры и пригласившего почти на все главные роли жителей настоящей русской глубинки. Таким образом, казалось бы, незамысловатая любовная драма деревенской девушки Аси обернулась новаторским по тем временам фильмом, который одновременно занимает одно из первых мест в ряду оттепельных кинолент и в то же время существенно отличается от них по интонации.
3. “Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви” (1989 г., реж. С. Соловьев)
Китч, абсурд, постмодерн – как только ни называли фантасмагорическую кинотрилогию Сергея Соловьева ““Асса” – “Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви” – “Дом под звездным небом”” (1987 – 1991 гг.), второй фильм которой вошел в нашу подборку. Как это часто водится в кино, название взято из мимолетной реплики главной героини, а именно – из песенки, которую на экране напевала Татьяна Друбич. Надо сказать, что такой прием – вполне по Соловьеву, ведь эксцентричный режиссер любит превращать повествование в сплошную игру смыслов. Считать все это китчем или шедевром – дело сугубо индивидуальное, однако то, что трилогия Соловьева стала настоящим символом перестройки, – уже доказанный временем факт.
4. “На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-бич опять идут дожди” (1992 г., реж. Л. Гайдай)
“Последний фильм Леонида Гайдая” – такая формулировка сама по себе привлекает внимание, впрочем, как и само название фильма “На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-бич опять идут дожди”, ставшего своеобразным юмористическим переосмыслением советской истории. Съемки фильма начались еще в СССР, да и в целом он сделан по канонам советской комедии, поэтому мы считаем, что его вполне можно включить в нашу подборку. Собственно, необычное название картины – не что иное, как шпионский пароль главных героев, приключения которых представляют собой собирательную пародию на шпионские боевики. Однако самый “сок” фильма – безусловно, Андрей Мягков, сыгравший в общей сложности шесть ролей и показавший себя настоящим мастером перевоплощения. Да и в целом, после спорных “Спортлото-82” и “Опасно для жизни” Гайдай вновь почувствовал эпоху, благодаря чему его последний фильм пусть и не стоит в одном ряду с “Операцией “Ы”” и “Иваном Васильевичем”, но занимает достойное место в творчестве прославленного комедиографа.
5. “Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад” (1984 г., реж. В. Мотыль)
Рекордсменом нашей подборки стал фильм с необычайно длинным названием “Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад”, поставленный в 1984 г. Владимиром Мотылем – автором легендарного “Белого солнца пустыни”. Надо сказать, что кинокарьера Мотыля с самого начала была непростой – один из его первых фильмов “Женя, Женечка и “Катюша”” вызвал жесткую критику чиновников от культуры, и в дальнейшем работы режиссера нередко ограничивались рамками телевидения. Именно поэтому наш сегодняшний рекордсмен едва ли известен массовому зрителю, хотя его актерский состав – Алексей Петренко, Ирина Муравьева, Людмила Целиковская – безусловно, вызывает интерес. Сама лента состоит из нескольких новелл по рассказам А. П. Чехова, однако дух фильма не совсем чеховский в привычном понимании – вместо атмосферы, напоминающей “Неоконченную пьесу для механического пианино”, Мотыль обращается к менее известным рассказам писателя, показывая нам другую грань его творчества.
Если вам понравилась статья, предлагаем вам поставить “лайк” и подписаться на наш блог – так вы не пропустите наши новые публикации. И не забывайте комментировать понравившиеся темы!
Вторая часть статьи: "Пять российских фильмов с самыми длинными названиями"
Читайте другие наши статьи об отечественном кино: