Погромщики добиваются того, чтобы власти жесточайшим образом их подавили под камеры мировых СМИ. А потом бы обвинили Китай в насилии. У демонстрантов есть и бронежилеты, и баллончики с газовой смесью. Курс - на то, что протесты должны приобрести иррациональный и – самое главное – неконтролируемый характер, - уверен востоковед Алексей Маслов.
В Гонконге полиция начала использовать оружие против протестующих. Однако спецсредства есть и у погромщиков. На связи со студией руководитель школы востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов.
"Внешний заказ"
С чем связан очередной этап беспорядков и возмущений в Гонконге?
Идет хаотического движения, захватывающего всё больше и больше людей. Протестующие не выдвинули и, судя по всему, не собирались выдвигать никаких рациональных требований. Всех их требования, по сути – это декларации, которые очень сложно обсуждать. Например, когда они говорят, что нужно больше демократии, либерализма и прекратить гонения. Сразу возникает вопрос, что они конкретно под этим подразумевают. Поскольку сам по себе лозунг превращается в самоцель – в основном этому подвержена сейчас молодежь – все волнения перекинулись на кампусы крупнейших университетов… Полиция пытается выявить, я так понимаю, зачинщиков. Но когда мы говорим, что полиция применила слезоточивый газ – это только половина правды, потому что мы с удивлением видим, что и демонстранты тоже начинают применять слезоточивый газ. И возникает вопрос – откуда у них это всё оказывается в руках?
Погромщики хорошо подготовлены
Протест ради протеста не может же быть на пустом месте. Или такое возможно?
В принципе, протест начинался как вполне рациональное и (теоретически) переговорное требование, которое касалось непринятия закона об экстрадиции из Гонконга в Китай. Но вопрос решён – мы это видим. И никто его уже, по большому счету, не обсуждает. Однако в какой-то момент (это всё началось ближе к сентябрю – октябрю) все требования переросли стадию обсуждения. То есть демонстранты – вы правильно употребляете термин "погромщики" – не идут ни на какие переговоры. И они серьёзно стимулируются со стороны. Не буду говорить кем. Однако есть только одна сторона, которая явным образом имеет рычаги и заинтересована в этом. Обращаю внимание, что многие из них хорошо экипированы. У демонстрантов есть и бронежилеты, и баллончики с газовой смесью. Если кто был в Гонконге, тот понимает, что такие вещи при всех мерах безопасности просто так в багаже не провезешь. Значит, полагаю, ко всему этому шла подготовка, что и предполагало, что протесты должны приобрести иррациональный и – самое главное – неконтролируемый характер. И мы видим, что Гонконг расколот: с одной стороны протестующие, которые не идут ни на какие переговоры, не хотят ничего обсуждать. И – главное – нет той группы людей, с которой можно было бы что-то обсуждать. Есть масса простых гонконгцев-работяг, которые теряют работу, которые прекрасно понимают, что он финансового процветания Гонконга зависела и их судьба, судьба их детей. Полагаю, что сейчас главный лозунг в головах и на устах протестующих – это, по сути дела, отделение от Китая. Но поскольку Китай вряд ли пойдет на какое-то отделение Гонконга, то протестующие, получается, сами добиваются того, чтобы власти жесточайшим образом подавляли это – будем говорить – восстание. Всё это делалось бы под камеры мировых масс-медиа, которые потом бы обвинили Китай в насилии и т. д.
В погромах в Гонконге торчат чужие уши
Это подрывает позиции Китая… Это главная цель?
Это одна из целей. Конечно, это резко ослабляет позиции Китая. Но сейчас важно показать, что Китай нестабилен по всем параметрам. И речь идет о том, что Китай – страна жестокая, недемократичная и к этому раздаются уже – три, кажется, выступления Майка Помпео, который теперь является крупным теоретиком по Китаю и выступает не против кого-то конкретно в Китае, а выступает вообще против коммунистической идеологии. И говорит о том, что китайская коммунистическая идеология является врагом всего мира. Но это уже, на мой взгляд – очевидно – грубейшее вмешательство во внутренние дела Китая. И на фоне гонконгских событий это хорошо, как говорится, монтируется одно к другому!
И понятно, откуда уши торчат! Выставили уши, чтоб никто не сомневался, кто заинтересован во всём происходящем!