«Преступный человек» (детектив, драма), Дмитрий Мамулия, Грузия/Россия, 2019
«Тварь я дрожащая или право имею?» – мучился философским вопросом известный герой романа Федора Достоевского «Преступление и наказание». «Справлюсь ли я со своим наваждением?» – в попытках найти ответ на этот вопрос мечется герой фильма Дмитрия Мамулия «Преступный человек». Четкая аналогия с бессмертным образцом классической литературы позволила номинировать эту картину на Каннском кинофестивале этого года как лучший фильм, но так ли это на самом деле – я бы поспорила.
Из отсмотренного квартета сегодняшней подборки, этот фильм, пожалуй, стал для меня самым тяжелым, жирным черным пунктиром подчеркивающим каждый кадр, каждую сцену. Более двух часов путешествия по закоулкам чужих и не самых приятных поступков вынести сложно, будьте готовы к мрачному накату страстей при полном отсутствии чувственности и логических подсказок. Образы, в которых однозначно угадываются прототипы Родиона Раскольникова и Сонечки Мармеладовой, а также всей грязной публики из самых низших слоев современного общества, слабо относятся с настоящими грузинами и национальности в целом. Тем не менее, режиссер настойчиво хочет показать нам эту сторону жизни простых работяг, с примитивными и скабрезными шутками, весьма ограниченным умом, полным отсутствием образования и нравственного воспитания.
Работнику шахты Георгию Месхи всего 28 лет, но экранный образ визуально добавляет ему еще столько же, чтобы как можно ярче подчеркнуть полное отчаяние и бесцветность души. Однажды Георгий становится случайным свидетелем убийства вратаря грузинской сборной по футболу. Увиденное настолько впечатляет его, что становится навязчивой идеей. Сначала он находит жену убитого, жадно смотрит все новости по телевизору о расследовании, ежедневно приезжает на место убийства и, ложась в позу убитого, пытается что-то прочувствовать. Апофеозом неотступности становится посещение проклятого места вместе с сестрой и ее дочерью. Сам Георгий не женат, у него нет детей и близких отношений с кем бы то ни было. Он замкнут, кроме работы и одиноких ужинов с пивом в его жизни ничего не происходит, а это уже повод сойти с ума или зациклиться на сверхидее порабощения человечества, к примеру.
Лента поделена на пять частей, своего рода этапов пути, прохождение которых сделает из забитого и обиженного судьбой мужчины ... нет, не героя и не детектива, раскрывшего убийство силой своих дедуктивных способностей. Все будет намного хуже и фатальнее. При практическом отсутствии каких-либо объяснений и выводов, но на фоне обилия крупных планов и железобетонной мимики, растянутых пауз, вам предстоит читать эмоции и потаенные мысли по движению глаз и дуновению ветра. И у вас будет достаточно времени это рассмотреть, поверьте.
Поражает то, с каким подходом к характеру Мамулия показывает грузинское общество (частично и с цыганскими корнями) – он резко отличается от привычного и общепринятого. Вместо весельчаков-грузинов, весьма эмоционально и громко разговаривающих в любой ситуации, предпочитающих смеяться и жестикулировать даже тогда, когда говорят о серьезных вещах, здесь все будет наоборот. Тихие и тягучие ответы разговоры с растянутым хронометражем, наблюдения из-за угла, долгие допросы свидетелей, медленный сбор улик и тщательность описываемых убийств – это все совершенно нетипичные национальные черты. Тем не менее, попытку сделать ставку на одно из самых многогранных произведений классической русской литературы, можно засчитать, но я скорее не порекомендую этот фильм к просмотру, чтобы избежать осознанного нанесения кровоточащей раны в самую середину восприимчивой души. Это слишком сложно и жутко, хотя ничего страшного, кажется, не происходит на экране.