Авторы отмечают, что сейчас в космосе насчитывается около восьми тысяч артефактов человеческой деятельности. Такое большое количество объектов формирует проблему установления их безопасного взаимодействия и дальнейшей утилизации.
Тобиас Идэ работает над концепцией экологического универсума: по мнению автора, дискурсивно-аналитическая пространственная теория формирует такое представление об окружающей среде, в которой все явления и процессы тесно связаны.
Действительно, именно поэтому детерминанты связи общей вселенной не просто локализуют пространство, а обосновывают категориальный характер ответственности человека.
В то же время, по мнению Сергея Кричевского, существует значительный потенциал для озеленения за счет перехода на экологически чистые технологии, но он используется крайне неэффективно из-за устаревших правил игры и недостаточных стимулов.
Действительно, экологические проблемы космоса для жителей Земли входят в список футурологических, имея на повестке дня такие проблемы, как глобальное потепление.
В то же время опыт показывает, что окружающая среда начинает часто напоминать о себе, когда уже слишком поздно осуществлять превентивные меры.
Сергей Кричевский в своем последнем исследовании подчеркивает, что экологические проблемы, связанные с измерением безопасности освоения космоса, для его успешного решения должны быть в центре философских исследований.
Он подчеркивает, что ”для успешного решения актуальных проблем современной космонавтики и космического будущего человечества вся научно-техническая деятельность должна соотноситься с философской рефлексией и междисциплинарным рассмотрением новых проектов и технологий освоения космоса, направленных на их изучение и модификацию, в том числе с учетом земных реалий ".
Проблема освоения Луны, Марса и других природных космических объектов
Поверхность Земли близка человечеству, поэтому территориальные ресурсы природного спутника нашей планеты и других космических объектов представляют интерес для бизнесменов и политиков всего мира.
Ряд авторов стремятся спрогнозировать и смоделировать реализацию этих проектов в будущем, но в итоге их прогноз оказывается неутешительным: “В настоящее время трудно спрогнозировать, будет ли это мирная колонизация или военный конфликт между странами, участвующими в гонке... мирная колонизация Марса, основанная на совместных предприятиях, т. е. строительстве новых орбитальных станций, сотрудничестве астронавтов и освоении космоса, безусловно, представляется наиболее желательным сценарием. С другой стороны, худшей версией является военный конфликт, вызванный необходимостью поиска природных ресурсов или в результате новой холодной войны, которая может разразиться между Соединенными Штатами, Российской Федерацией, Китайской Народной Республикой и, возможно, другими новыми державами, например Бразилией и Индией. Нельзя исключать возможности того, что поражение и унижение одной из сторон в космическом конфликте, враждебность могут в конечном итоге вылиться в военные действия на Земле”.
А предшествующая история человеческой цивилизации, как и ее современное состояние, свидетельствует о том, что космос - это та неисследованная сфера, которая может умножить глобальные проблемы человечества. Логично стремиться к предотвращению таких угрожающих тенденций.
Разработка стратегий освоения космоса на архаичных принципах власти как физического (технологического) воздействия непродуктивна.
Другой аксиологический уровень в формировании императива преодоления земного предела является более рациональным и телеологическим, а именно принципы общего блага и социальной справедливости.
Другими словами: "но то, что государства - кандидаты или пользователи должны иметь возможность преодолеть расширяющийся разрыв в технологиях и знаниях, является общим, но последствия невключения для цели обеспечения космической устойчивости требуют уникального подхода. Размышлять об этом - значит размышлять об основах глобальных общественных благ и роли рыночных сил в достижении цели глобального управления. Под «ГП» понимаются не только общие ресурсы космического пространства, но и предпочтительное социальное условие совместного использования выгод, а также общие институты, политика и система правил, с помощью которых достигается общее благо”.
Поэтому, согласно давно известной идее, те, кто не усваивает уроки истории, имеют все основания повторять их в своей нынешней практике.