16 марта 2016 года газета New York Times опубликовала заголовок "Где компьютеры побеждают людей", в статье о поражении чемпиона мира по игре в гонки с помощью системы искусственного интеллекта, построенной компанией Google.
Рассмотрение такого поражения как угрозы для человека в целом имеет историческую родословную. Способности машин в различных сравнительных контекстах становятся все более очевидными в силу возрастания человеческого уровня, и они ощущают особую опасность для человека. Сравнение с машинами заставляет людей чувствовать угрозу для человеческой индивидуальности.
Приведенный выше заголовок показывает один из способов реагирования на угрозу самобытности. Люди будут различать угрожаемые и альтернативные измерения человеческой личности и компенсировать потерю человеческой самобытности путем оценки альтернативного измерения. Другими словами, люди будут использовать стратегию социального творчества для управления угрозой отличительной способности от сравнения человека и машины.
Человек-машина угрожает человеческой индивидуальности
Согласно теории социальной идентичности, сравнение с аналогичными аут группами вызывает угрозы различимости ингруппы. Поскольку различительная способность ингруппы позволяет людям четко определить себя и тем самым уменьшить неопределенность в социальной среде, люди испытывают угрозу от сравнения с аналогичными аут группами.
Предыдущие исследования, основанные на SIT, показали, что сходства между человеком и машиной вызывают угрозы человеческой индивидуальности. Физическое сходство между человеком и машиной вызывает опасения по поводу потенциального ущерба уникальности человека. Восприятие машин как способных выполнять умственные задачи, такие как игра в шахматы и решение головоломок, привело людей к восприятию угроз отличительной способности. Отношения между человеком и машиной породят такую же существенную угрозу, как и другие меж групповые отношения, например, между группами людей.
Во-первых, "человек" - это естественная социальная категория, а не единовременная. Естественные социальные категории, как правило, вызывают высокий уровень идентификации, усиливая любую угрозу различительности.
Во-вторых, такие угрожающие атрибуты, как способность решать проблемы, рассматриваются как уникальные человеческие качества. Угрозы таким существенным признакам идентичности ингруппы, как известно, больше препятствуют отличительной способности, чем угроза маргинальным признакам.
В-третьих, поскольку события сравнения "человек-машина" транслируются по всему миру, машины становятся заметной группой сравнения с людьми. И чем больше значение аут группы как группы сравнения, тем больше угроза различения в сравнительном контексте. Сравнение с человеческим уровнем или более высокими способностями машин будет представлять значительную угрозу для человеческой индивидуальности.
Социальное творчество
Хотя ССН предполагает, что существуют стратегии управления угрозами, доступные для членов групп, находящихся под угрозой, две из них представляются нежизнеспособными в случае отношений между человеком и машиной:
- Индивидуумы могут попытаться попасть в некогда существовавшую аут группу, когда границы группы проницаемы. Однако, учитывая, что стать машиной невозможно на данный момент, индивидуальная стратегия мобильности кажется неосуществимой.
- Когда разница в статусе менее стабильна, люди могут выбрать прямую конкуренцию аут группе, чтобы сохранить положительный статус ингруппы.
Но эта стратегия социальной конкуренции также не подходит для использования, поскольку восстановление человеческого превосходства в реваншах против быстро развивающейся машинной разведки крайне маловероятно. На самом деле, 60 лучших профессиональных игроков, которые пытались восстановить человеческую индивидуальность, не смогли выиграть ни одной партии.
Поэтому социальное творчество является наиболее жизнеспособным вариантом борьбы с угрозой различения людей от машин. В отличие от социальной конкуренции, стратегия социального творчества направлена на восстановление самобытности на альтернативном измерении сравнения. Если быть точным, без прямой конкуренции, люди могут смещать измерения сравнения с угрожающего на альтернативное измерение.
В зависимости от характера групповых отношений социальное творчество реализуется как:
- воспринимаемая уникальность,
- воспринимаемое превосходство,
- воспринимаемое значение.
Восприятие уникальности измерялось в исследованиях, направленных на сравнение демографических показателей между группами населения. Восприятие превосходства использовалось в исследованиях, посвященных меж групповым соревнованиям, в которых сравнивались результаты их работы. Восприятие важности появилось в ряде исследований, включая парадигму минимальной группы, которая использует специальные классификации для ссылки на меж групповые отношения, поскольку это более распространенная стратегия как среди высоких, так и низких идентификаторов группы, находящейся под угрозой.
Поскольку машины являются не только другим видом, но и конкурирующей группой для людей, использование всех трех рабочих определений представляется жизнеспособным и желательным для концептуального воспроизведения прогнозируемого результата. Люди, подвергшиеся интеллектуальным сравнениям между человеком и машиной, оценят некоторые человеческие качества как превосходящие, уникальные и важные.
Люди, подвергающиеся интеллектуальным сравнениям между человеком и машиной, будут оценивать человека как позитивно отличающегося от машин в не интеллектуальных, альтернативных атрибутах (например, эмоциональной отзывчивости).