В связи с продолжающимися культурно-историческими преобразованиями пространство-время обучения радикально меняется, и для изучения того, как такие меняющиеся пространственно-временные рамки могут функционировать в качестве основы для обучения, необходимы теоретические концептуализации. В этой статье мы утверждаем, что концепция хронотопа - от греческого хроноса и топоса, означающего время и место/пространство, - хорошо подходит для достижения этой цели. В частности, мы выделяем три особенности хронотопа:
- его аналитическая направленность включает изучение потенциальной взаимозависимости между пространством и временем;
- он позволяет исследовать пространство и время как социальные конструкции, согласованные в процессе диалога;
- он предполагает анализ материальной организации и дискурсивные переговоры о пространстве и времени.
Мы используем примеры из наших собственных исследований и соответствующей литературы, чтобы проиллюстрировать, как эти особенности концепции позволяют нам исследовать роль, которую играют отношения пространства-времени в образовательной практике. Наконец, мы делаем выводы и кратко излагаем теоретические и методологические задачи, которые необходимо решить для полной разработки концепции.
Эта статья подготовлена в качестве теоретического вклада в специальный номер журнала, целью которого является обсуждение того, как существующие концепции образовательной практики должны быть пересмотрены для решения возникающих проблем обучения. Цель статьи двояка: 1) аргументировать актуальность анализа пространственно-временных отношений как новой проблемы в исследованиях в области обучения и 2) предложить хронотоп в качестве полезной теоретической концепции, позволяющей выявить пространственно-временные связи на локальных участках исследования.
Обоснование нашей аргументации заключается в том, что мы живем в исторический момент, когда как технологические инновации, так и реформы образования вызывают глубокие изменения в отношениях между пространством и временем в процессе обучения. Внедрение постоянно развивающихся виртуальных пространств и применение педагогических подходов, таких как перевернутый класс (Flipped Learning Network, 2014), связанное обучение (Ito et al., 2010) и обучение по месту (van Eijck & Roth, 2010), влечет за собой трансформацию пространственной и временной организации обучения. Например, в школе, использующей перевернутый подход к обучению, уроки можно делиться через программное обеспечение через Интернет и изучать дома, в то время как в классе учащиеся могут участвовать в совместном обучении. Временно-пространственная организация обучения и преподавания меняется на основе педагогического использования технологий. Исторически сложилось так, что такие преобразования пространства-времени имели решающее значение для изменения образовательной практики:
"Организация серийного пространства была одной из величайших технических мутаций начального образования. Это позволило заменить традиционную систему (ученик несколько минут работал с мастером, в то время как остальная разнородная группа оставалась без дела и без присмотра). Назначение отдельных мест позволило осуществлять наблюдение за каждым человеком и одновременно работать всем. Он организовал новую экономику эпохи ученичества. Это сделало образовательное пространство функционирующим не только как обучающая машина, но и как механизм контроля, иерархической организации, поощрения". (Foucault, 1977, p. 155)
Cоответственно, для того, чтобы понять, что означают происходящие преобразования для обучения, нам необходимы концептуальные и аналитические инструменты, позволяющие изучать пространственно-временные связи, возникающие на эмпирических участках исследований. Мы утверждаем, что концепция хронотопа может быть продуктивно использована для достижения этой цели. Хронотоп, созданный из древнегреческих слов Хронос и топос, означающих время и место/пространство, был разработан Михаилом Бахтиным (1981) как для изучения закономерностей пространства-времени, характеризующих литературные жанры, так и для разработки рамок культурного анализа пространства-времени (Holquist, 1982). В последнее время педагогические исследования показали растущий интерес к этой концепции. Вслед за Бахтиным, эта литература основана на предположении, что пространство и время являются взаимозависимыми социальными конструкциями, а не независимыми реальностями (van Eijck & Roth, 2010).
Обзор литературы об использовании этой концепции выходит за рамки настоящей краткой статьи. Вместо этого, опираясь на наши собственные исследования и некоторую соответствующую литературу, мы обсуждаем, как хронотоп может быть использован для обогащения нашего понимания процесса обучения в XXI веке. Во-первых, мы кратко рассмотрим основные особенности хронотопа как концептуального инструмента для анализа пространственно-временных рамок. Во-вторых, мы будем ссылаться на три важных социокультурных исследования, в которых затрагиваются вопросы, связанные с пространственно-временными отношениями. Мы выбрали эти три исследования, потому что считаем, что они являются ценным вкладом в социокультурные исследования; они также важны для разработки теории пространства-времени в образовании. Подводя итог, мы стремимся продемонстрировать, что мы можем получить более глубокое понимание процессов познания, проводя специфический анализ (дискурсивных) социальных переговоров и телесно-материальной организации пространства-времени. Наконец, будут обсуждаться теоретические и методологические проблемы.