Законы и Конституции ряда стран предусматривают право на образование без дискриминации и, в частности, равенство возможностей в осуществлении этого права.
Примеры таких положений в различных странах:
Марокко: Национальная Хартия образования (1980 год) дает гарантию права на образование и равный доступ к образовательным ресурсам для всех граждан вне зависимости от расы или пола.
Япония: статья 26 Конституции Японии гласит, что образование является правом любого человека и что все люди имеют право на получение равного образования в зависимости от способностей или таланта. Одинаковые возможности в области образования гарантируются независимо от расы, пола или экономического положения.
Южная Корея: Конституция Южной Кореи предусматривает, что все люди имеют право на образование в соответствии с их способностями.
Статья 81 Закона «Об образовании» 1949 года также гарантирует равные возможности в области образования независимо от вероисповедания и пола и далее включает социально-экономическое положение.
Положения, касающиеся права на равные возможности в области образования, также гарантируются конституциями таких стран, как Дания, Финляндия, Швеция и Исландия:
Перу: общий закон Перу «об образовании» (1983 год) требует, чтобы все граждане Перу получали начальное образование, что государственное образование является бесплатным и запрещает дискриминацию по признаку пола, расы, языка, политической принадлежности или социально-экономическому статусу.
В свете вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что принцип недискриминации направлен на поощрение равных возможностей в области образования для всех и в этом процессе ставит вне закона несправедливую дискриминацию в учебных заведениях.
Для легализации этого принципа различные страны включили в свои Конституции положения, касающиеся равенства.
Принцип наилучшего обеспечения интересов учащегося, учитывая право на образование
Глава 2 Конституции закрепляет права человека. Статья 28 Конституции, помимо других основных прав, конкретно предназначена для детей.
Статья 28 (2) Конституции подтверждает статью 3 КПР и предусматривает, что наилучшие интересы ребенка имеют первостепенное значение в каждом вопросе, касающемся его.
Школа как государственное учреждение должна поощрять и уважать наилучшие интересы учащихся. В законе о школах содержатся положения, направленные на защиту этих самых интересов учащихся. Статья 10 Закона о школах запрещает применение телесных наказаний к учащимся государственных школ.
Статья 9 Закона о школах предусматривает, что учащийся может быть отстранен от занятий после проведения справедливого слушания.
В соответствии со статьей 8(3) Закона о школах кодекс поведения учащихся должен предусматривать надлежащую правовую процедуру для обеспечения защиты прав и наилучших интересов учащегося и любой другой стороны, участвующей в дисциплинарном разбирательстве.
Это положение соответствует статье 33 (1) Конституции, которая гарантирует право на законные, разумные и справедливые административные действия.
В заключение следует отметить, что от тех, кто принимает решения в отношении учащегося, закон все чаще требует, чтобы они действовали в наилучших интересах этого самого учащегося.
Право на среднее образование
Право на среднее образование включает элементы доступности, приемлемости и адаптивности, которые являются общими для образования во всех его формах и на всех уровнях.
Статья 28(1) КПР (1989 год) обязывает государства - участники развивать различные формы среднего образования. Право на доступ в среднюю школу должно обеспечиваться постепенно; финансовая помощь должна также предоставляться там, где в этом есть необходимость.
Государства - участники обязаны предоставлять бесплатное среднее образование в максимальном объеме имеющихся у них ресурсов. Ссылка на "финансовую помощь в случае необходимости" узаконивает плату за среднее образование, даже если начальное образование должно предоставляться "бесплатно". Финансовая помощь не покрывает расходы, связанные с предоставлением транспорта и расходов на одежду. Родители обязаны покрывать эти расходы.
Содержание среднего образования варьируется в зависимости от государства-участника, но должно включать в себя завершение базового образования.
Важно также, чтобы среднее образование было гибким и отвечало потребностям учащихся в различных социальных и культурных условиях. Это объясняется тем, что среднее образование готовит учащихся к профессионально-техническому и высшему образованию.