В предыдущей статье я уже рассказала о том, какие дети находятся в группе риска по дислексии и как правильно учить буквы, чтобы этот риск минимизировать. Там я показывала пошаговый план работы с буквой на примере гласного звука А. Теперь о том - как учить согласные.
Пошаговый план на примере буквы П
1. Произнести звук П перед зеркалом, отметить, что делает рот (чуть-чуть приоткрывается), губы (сжимаются), можем ли мы пропеть этот звук (нет), и это значит что перед нами согласный звук.
2. Назвать картинки со словами со звуком П (ПАУК, ПУХ, СУП, ТАПКИ и т.д. . Проговорить слова в зеркало, утрируя звук.
3. Вспомнить слова со звуком П и назвать их.
4. Знакомимся с начертанием буквы: показываем карточку
6. Обвести букву пальцем, выложить ее из палочек, веревочки и т.д.
7. Обвести букву П ручкой (фломастером, карандашом) по кальке, контуру и тд.
8. В тетрадке синим цветом печатаем букву А и просим ребенка повторить то же самое несколько раз. Затем читаем каждую букву.
9. Знакомимся с маленькой буквой п, проделывая пункты 6-8. Буквы П отличаются только размером, на что мы и обращаем внимание ребенка.
10. Составить полную схему слова. В тетрадке напечатайте слово ПУМА, и нарисуйте схему, как на рисунке 3. Спросите, какой первый звук в этом слове и предложите написать нужную букву в первой клеточке; далее так же с остальными звуками. Отыскать в схеме букву П. «На каком месте она стоит? Нарисуй под ней синий квадратик».
11. Подобрать и назвать слова к схеме. Продемонстрируйте схему, (можно назвать ее секретным шифром – для развлечения) и объясните, что на месте точек могут быть любые буквы. «Сколько здесь букв? Где буква П? Теперь придумай такие слова, которые подойдут к этой схеме (пух, пол)
12. Дорисовать недостающие элементы у «поломанной» буквы.
13. Найти «спрятавшиеся» буквы.
Задания можно и придумать самим, главное помнить, что речевой материал не должен быть слишком сложным, а слова для письма и чтения должны состоять только из изученных букв. Вдохновение и дополнительный материал для занятий можно найти в букваре или книгах из списка ниже.
- Степанов В. Азбука
- Маршак С. Я. Веселое путешествие от А до Я.
- Гаврина С.Е. Буквы и слоги: тетрадь дошкольника по обучению грамоте.
- Соколова Е.И. Готовимся к школе: развиваем слух и речь.
Когда вы "накопите" достаточное количество букв, надо обязательно научить ребенка составлять слоги. О том, как это сделать так, чтобы было легко и родителю, и ребенку,а также избежать "каотэ" вместо "кот", я рассказываю в статье "Читаем по слогам"
Также советую прочитать: Как привить любовь к чтению и (бонусом) научить пересказывать тексты
Больше полезных статей о детском развитии - на моем канале. Ставьте лайки на понравившиеся материалы - так я узнаю, на какие темы мне стоит чаще писать. И подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи!