Украинское «класико» закончилось скандалом – бразильский полузащитник и капитан «Шахтера» Тайсон в ответ на уханье фанатов киевского «Динамо» показал им средний палец и был удален с поля.
«Шахтер» выиграл у «Динамо» со счетом 1:0 и после 14 туров чемпионата Украины оторвался от ближайшего преследователя («Зари») уже на 12 очков. «Динамо» же опустилось на 4-е место с отставанием в 13 очков от лидера.
Но вся эта любопытная цифирь оказалась глубоко в тени очередного расистского скандала, связанного с фанатами киевского клуба.
В середине второго тайма по просьбе главного судьи матча в Харькове Николая Балакина было сделано объявление по стадиону – диктор обратился к динамовскому сектору с требованием прекратить выкрики и уханье в сторону бразильских игроков «Шахтера» (арбитру пожаловался Дентиньо). Не помогло.
На 74-й минуте Тайсон, сфолив в атаке, резко развернулся в сторону фанатов «Динамо», подбежал к ним, ударил мячом в направлении сектора и показал средний палец. К капитану «Шахтера» подбежали другие бразильцы команды (еще 5 человек) и начали что-то кричать в сторону ультрас. Фанаты рванули вниз по трибуне, собираясь выбраться на поле.
Игроки «Динамо» пытались успокоить и соперников, и болельщиков (вратарь Георгий Бущан кричал: «Успокойтесь, б***!»). Тайсон, не сдержав эмоций, расплакался. Арбитр увел команды с поля, приостановив матч. Пауза затянулась минут на десять.
Как только игроки вернулись на поле, Балакин первым делом показал Тайсону прямую красную карточку за непристойный жест в сторону болельщиков. Диктор еще раз объявил, что в случае продолжения расистского поведения на трибунах игра будет досрочно прекращена, а в отношении виновных будет применена ответственность по нормам законодательства.
В итоге матч все-таки удалось доиграть, а после него оба клуба выступили с официальными заявлениями по поводу случившегося.
«Шахтер»: «В цивилизованных странах такое недопустимо».
«Динамо»: «Утверждения о вине болельщиков поспешны».
Бразильцев «Шахтера» поддержал даже Неймар, написавший у себя в инстаграме «Нет расизму» и поставивший сердечко под фото с плачущим Тайсоном.
Наконец, высказался и сам Тайсон: «Люблю свою расу, бьюсь за свой цвет, все, что делаю, для нас, для любви. Я никогда не заткнусь перед лицом такого бесчеловечного и жалкого акта. Мои слезы были от возмущения, неприятия и беспомощности, что я не могу ничего сделать в этот момент. Футбол нуждается в большем уважении, мир нуждается в большем уважении. Спасибо за все сообщения поддержки. Мы продолжаем бороться. Нет расизму».
Мнения украинских болельщиков в интернет-спорах разделились. От: «Я все розумію, але не потрібно фанам «Динамо» опускатися нижче плінтуса. Ми також люди як і вони і вони нічим не гірші за нас!». До: «Тайсон сыграл на публику».
Многие вспомнили, что это уже не первый подобный инцидент с участием фанатов киевлян: «Ультрас «Динамо» - расисты. И всегда такими были» (самая громкая история – четыре года назад во время матча Лиги чемпионов с «Челси» на трибунах «Олимпийского» были избиты темнокожие болельщики, после чего УЕФА наказал «Динамо» двумя домашними матчами в еврокубках при пустых трибунах и штрафом в размере 100 тысяч евро).
Позиция клуба неизменна – во всем виноваты провокаторы.
Вывод? Расизм – зло, продолжающее бурно процветать в кругу фанатов, несмотря на все принимаемые ФИФА и УЕФА меры. Только за последний месяц случилось три (!) громких истории – отборочный поединок Евро-2020 Болгария - Англия был приостановлен из-за оскорблений в адрес темнокожих игроков гостей, Марио Балотелли хотел уйти с поля в самом начале матча Серии А с «Вероной», теперь вот – Тайсон.
Болгары в наказание проведут один домашний матч без зрителей, «Вероне» на один тур закрыли сектор ультрас, а фанату, который в интервью назвал Балотелли «негром», запрещено посещать матчи команды до 2030 года (при этом члены горсовета Вероны хотят подать на Балотелли в суд за клевету). Кого-то, наверное, накажут и в Киеве – «Динамо» обещает принять все возможные меры.
Но, по сути, здесь можно согласиться с Яя Туре, заявившем недавно о борьбе с расизмом в футболе: «Одно бла-бла-бла – ничего не меняется».