Austro-Daimler A-zug/ Landwehr Zug
Страна: Австро-Венгерская империя
Производитель: Austro Daimler
Год производства: 1908-1910
Кол-во выпущенных: 10
Экипаж: 2 чел
Колесная формула 4х2
Высота колеса:
Двигатель: Austro-Daimler , 6-ти цилиндровый рядный с водяным охлаждением, 100 л.с., электрогенератор 93кВт
Первый свой гибридный автомобиль Фердинанд Порше построил еще в 1900 году, это был Lohner-Porsche Semper Vivus (вечно живой). Любовь к электрической передаче усилия осталось с ним на всю жизнь. Знаменитая самоходка, которую в СССР называли "Фердинанд" от Порше, имела тот же принцип - двигатель внутреннего сгорания - генератор - мотор-колесо. И действительно не надо было городить валы, передачи, дифференциалы, коробки передач и карданы - проложил провода и все работает. Оставался вопрос только в надежности, но и здесь гибридомобили были лучше.
В конце 19 - начале 20-го века быстро и практически параллельно развивались три ветви автомобилестроения - электромобили, паромобили и автомобили с двигателями внутреннего сгорания. Тогда еще не было понятно, кто победит и те же самые автомобили выглядели даже получше всех остальных. В 1898 году 22-летний конструктор Фердинанд Порше пришел работать на фирму Лохнер и ее первый автомобиль Egger-Lohner C.2 Phaeton или как его позднее назвали Porsche P1, был электромобилем.
С электродвигателем мощностью 3 л.с. фаэтон от Порше проезжал около 80 км, имея максимальную скорость 35 км/час. В 1900 году Фердинанд Порше разработал электромобиль с мотор-колесом - Lohner-Porsche Semper Vivus, в котором ротор электродвигателя был встроен в колесо. А в 1901 были добавлены два двигателяс генераторами и Лохнер стал Гибридомобилем. Порше разработал так же полноприводную модификацию своего гибрида.
В 1902 году Порше превратил электрокар в гибрид, установив на легковой автомобиль два двигателя с генераторами. В 1906 году австрийское правительство озаботилось тем, что современные технологии могут попасть в руки наиболее вероятного противника в грядущей мировой войне, то есть в руки Германии и фактически заставила передать владение акциями Аустро-Даймлер от немецкого Daimler-Motoren-Gesellschaft концерну Шкода. Разработчик одного из вариантов полноприводного грузовика, сын владельца концерна Даймлер, покинул завод, а на его место пригласили молодого богемского конструктора Фердинанда Порше, который принес с собой технологию мотор-колес и электрической трансмиссии.
Первыми проектами для военных, которыми занимался Порше в Аустро-Даймлере было развитие полноприводных тягачей. Но тема электротрансмиссии его не оставляла. В рамках подготовки к войне возникли вопросы по механизации армии. Порше использовал идею Генерала Оттокар Лансвер фон Прагенау об электрифицированных поездах. В конце 1908 года Фердинанд Порше предложил проект активного автопоезда. Автопоезд состоял из тягача-электрогенератора и активных прицепов. Трактор-элетрогенератор этого наземного поезда Elektro-Train Daimler-Landwer . был оснащен бензиновым двигателем мощность 100-л.с. и установленным на валу двигателя электрогенератором мощностью 93 кВт, от которого ток напряжением 300 В поступал на электромоторы задних колес тягача и 5 прицепов.
Кроме электропривода каждый прицеп A-zug был оснащен сложной механической системой, которая обеспечивала поворот колес каждого прицепа так, что бы вагоны шли по одной колее вне зависимости от поворотов дороги. Сама машина Generatorwagen M.08 не была в прямом смысле тягачем, который работает с большими усилиями и реально тянет весь автопоезд, она играла скорее роль направляющей машины и электростанции с которой раздавалось электроэнергия.
Оригинальная конструкция автопоезда обеспечивала большую грузоподъемность и маневренность всего "состава". Было заказано 10 поездов, которые отправили в состав военных частей находившихся в аннексированной в тот момент Боснии и Герцеговине. Благодаря отличным тяговым возможностям и возможность перевозки по крутым и извилистым горным дорогам в Боснии A-zug заслужили отличные отзывы.
История фирмы Аустро-Даймлер началась 11 июля 1899 года, когда на базе предприятия Эдуарда Биренца (Joseph Eduard Bierenz) и Эдуарда Ришера (Eduard Richer) был образован первый зарубежный производственный филиал Daimler, получивший название Osterreichische Daimler-Motoren-Gesellschaft Bierenz, Richer & Co. или Austro-Daimler. Предприятие всегда имело хорошие связи с военными и Австрия стала первой страной не только обратившей внимание на автомобили, но и первой поставившей их на вооружение. В мае 1901 г. на базе 4-сильного грузовика был изготовлен первый в мире изотермический фургон для перевозки льда. Одновременно с ним появился первый австрийский 10-местный автобус. Для Порше полноприводные машины были "неродным ребенком". Талантливый австриец пытался на все задачи предлагать решения с использованием мотор-генераторов, но пришлось ждать еще почти 10 лет, что бы появились реальные задачи, для которых именно эти решения были наилучшими
В 1906 г. Austro-Daimler получил полную независимость от немецкой компании и начал создание собственных оригинальных конструкций. Со следующего года из его ворот стали выходить грузовики и автобусы с электрическими моторами системы Porsche, встроенными в передние или задние колеса. Особенно удачно эти машины применялись в пожарных службах Вены. Военные же не проявили никакого интереса к мотор-колесам.
Где посмотреть:
Egger-Lohner C.2 Phaeton Штутгард, Музей Порше. Porsche Museum.