Советская цензура ответственно следила за киношниками, и не секрет, что много фильмов публика увидела спустя 5-10-20 лет после того, как их сняли. Чаще картины запрещали ещё на стадии создания сценарии, но иногда сценарий всё-таки утверждался, фильм снимали, и вот в нём уже находили крамолу. Бывало, что ленты начинали критиковать уже после премьеры, и они тоже надолго отправлялись на полку. Кстати, кино запрещали по идеологическим причинам ещё в первые советские годы, но большая часть этих фильмов сейчас интересна главным образом специалистам. Я же предлагаю начать с шестидесятых. В это время начинается оттепель и, казалось бы, открываются новые перспективы для творческих людей вообще и для кинематографистов в частности. Но, увы, они открылись не для всех.
1. «Человек ниоткуда» (1961). Комедийная картина Эльдара Рязанова, уже снявшего «Карнавальную ночь» и «Девушку без адреса», собрала молодых звёзд: Людмилу Гурченко, Сергея Юрского, Юрия Яковлева, Анатолия Адоскина, Анатолия Папанова.
Забавную историю про первобытного человека в СССР Худсовет принял и в прокат выпустил, но тут в бой ринулись критики.
Фильм назвали безыдейным и бессодержательным, прокат завершили досрочно, а потом вовсе запретили. Вновь «Человек ниоткуда» попал к зрителям в 1988 году.
2. «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» (1966). Режиссёр Андрей Кончаловский принципиально отказался от громких имён, когда решил снимать историю любви в русской глубинке. В картине лишь две профессиональных актрисы (главная роль у Ии Саввиной, второстепенная – у Любови Соколовой), в другие ролях жители села в Горьковской области, где и снимался фильм, в котором сплелось художественно и документальное кино.
Картина пришлась не по вкусу членам Худсовета, которые решили, что такое сверхреалистичное кино советской публике не нужно.
Запрет на показ действовал до 1988 года.
3. «Формула радуги» (1966). В дебютный фильм режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич пригласил молодых, но уже замеченных публикой артистов – Наталью Варлей, Савелия Крамарова, Романа Ткачука, а также звёздных Зою Фёдорову, Ивана Рыжова, Николая Гринько, Фрунзика Мкртчяна.
Главным героем этой комедийной сатиры стал робот, что сложно назвать типичным для советских фильмов. Собственно, из-за робота фильм и забраковали.
Бездушная машина была такая прямолинейная и так чётко следовала указаниям, ни на секунду не задумываясь, что именно она делает, что чиновники от кино углядели там самих себя. И справедливо решили, что и публика тоже может усмотреть в роботе намёки на зашоренных бюрократов. По сведениям Википедии, в прокат «Формула радуги» не вышла вообще.
4. «Скверный анекдот» (1967). Писатель Фёдор Михайлович Достоевский, драматург Леонид Зорин, режиссёры Александр Алов и Владимир Наумов, актёр Евгений Евстигнеев – какую опасность могут таить все эти люди? Между тем,
сатирическая лента «Скверный анекдот», которую режиссёры намеревались снимать по рассказу русского классика с Евстигнеевым в главной роли, изначально показалась цензорам чрезмерно актуальной и с явными намёками на реалии текущего времени.
Алов и Наумов не вняли предупреждениям и всё-таки сделали кино. Худсовет убедился, что ожидания цензоров оправдались и что у многих людей возникнут «неправильные» ассоциации с действительностью. Как итог – архивная полка вплоть до 1987 года.
5. «Первороссияне» (1967). Картину Александра Иванова и Евгения Шифферса можно назвать лидером по длительности забвения. Снималась она к 50-летию Октябрьской революции, а на увидели её зрители, когда уже миновал 90-летний юбилей. Сценарий написала Ольга Бергольц, история посвящена становлению советской власти на Алтае, где адепты новой идеологии вступают в конфликт с местными староверами, которым новые веяния не по нраву. Интересно, что
фильм был как раз идеологически выдержанным, но раскритиковали его за чрезмерный левый радикализм и какое-то революционное исступление, в котором пребывали персонажи.
Кроме того, режиссёры сняли фильм в несколько авангардной манере, что тоже не было кстати. Встреча «Первороссиян» со зрителем случилась лишь в 2009. Главную роль сыграл Владимир Заманский, а во второстепенных снялись Геннадий Нилов, звезда комедии «Три плюс два», и Иван Краско, звезда нынешних ток-шоу.
А какие из этих фильмов вы смотрели?
Здесь новая порция фильмов, которые очень не понравились цензорам.
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296