Найти тему
Федор Бельский

Танковый музей, Сомюр, часть II

Оглавление

В прошлый раз я остановился на M26 Pershing, определившем облик послевоенного американского танка. Прямые потомки представлены тут же, рядом.

M47 Patton II

  • Страна - США
  • Средний танк, основной боевой танк
  • Боевая масса - 44 т
  • Экипаж - 5 человек
  • Годы производства/эксплуатации - 1951-53/1952-2011
  • Разработчик - Detroit Tank Arsenal
  • Производитель - Detroit Tank Arsenal Plant, American Locomotive Co.
  • Выпущено - 8576 шт
  • Корпус - сварной, броня от 13 (днище корпуса) до 114 (маска орудия) мм
  • Вооружение - 90 мм пушка М36, два 7,62 мм пулемета Browning M1919А4 и 12,7 мм пулемет Browning M2
  • Двигатель - Continental AV-1790, карбюраторный V12 воздушного охлаждения, 810 л.с.
  • Скорость по шоссе - 48 км/ч
  • Запас хода по шоссе - 160 км
  • Трансмиссия - полуавтоматическая с 6-скоростной КПП и гидрообъемным механизмом поворота
  • Ходовая часть - индивидуальная с торсионнной амортизацией
-2
-3

Столкнувшись в ходе Корейской войны с недостаточной энерговооруженностью Першинга, американцы оснастили его более мощным двигателем, получив первый из семейства Паттонов - М46. Первоначально машина считалась временной, поскольку на смену разрабатывался новый средний танк - Т42, который при существенно меньшей массе должен был обладать лучшими характеристиками. Однако разработка Т42 затянулась, потом постепенно сошла на нет. В итоге разработанную для него башню с новой пушкой поставили на корпус М46, получив второй Паттон - М47.

M48 Patton III

-4
  • Страна - США
  • Основной боевой танк
  • Боевая масса - 45 т
  • Экипаж - 5 человек
  • Годы производства/эксплуатации - 1952-59/1952-...
  • Разработчик - Chrysler Defence Engineering
  • Производитель - Chrysler, Fisher Body, Ford, Schenectady Tank Plant, American Locomotive Co.
  • Выпущено - более 12000 шт
  • Корпус - сварной, броня от 13 (днище корпуса) до 178 (лоб башни) мм
  • Вооружение - 90 мм пушка М3А1 либо 90 мм пушка М41, 7,62 мм пулемет М73 и 12,7 мм пулемет Browning M2
  • Двигатель - Continental AV-1790, карбюраторный V12 воздушного охлаждения, 810 л.с. либо (после модернизации) Continental AVDS-1790-2 дизельный V12 воздушного охлаждения, 750 л.с.
  • Скорость по шоссе - 48 км/ч
  • Запас хода по шоссе - до 500 км (с дизелем)
  • Трансмиссия - полуавтоматическая с 6-скоростной КПП и гидрообъемным механизмом поворота
  • Ходовая часть - индивидуальная с торсионной амортизацией
-5
-6

Следующий Паттон, получивший новые корпус и башню по типу разработанных для тяжелого танка М103.

М60 Patton

-7
  • Страна - США
  • Основной боевой танк
  • Боевая масса - 46 т
  • Экипаж - 5 человек
  • Годы производства/эксплуатации - 1959-83/1959-...
  • Разработчик - Chrysler Defence Engineering
  • Производитель - Chrysler, Detroit Tank Arsenal
  • Выпущено - более 15000 шт
  • Корпус - сварной, броня от 13 (днище корпуса) до 178 (лоб башни) мм
  • Вооружение - 105 мм пушка М68 либо 152 мм пушка/пусковая установка М162, 7,62 мм пулемет М73 либо М240 и 12,7 мм пулемет М85
  • Двигатель - Continental AVDS-1790-2, дизельный V12 воздушного охлаждения, 750 л.с.
  • Скорость по шоссе/бездорожью - 48/19 км/ч
  • Запас хода по шоссе - 500 км
  • Трансмиссия - полуавтоматическая с 6-скоростной КПП и гидрообъемным механизмом поворота
  • Ходовая часть - индивидуальная с торсионной амортизацией
-8
-9

Последний из Паттонов, вооруженный лицензионным вариантом "всеНАТОвской" британской 105-мм пушки Royal Ordnance L7, которая перевела его в разряд ОБТ второго поколения. Числа "4" в название не получил, снова став просто "Паттоном".

В целом Паттоны были выпущены очень большим тиражом и поучаствовали едва ли не во всех послевоенных конфликтах, а М48 и М60 воюют до сих пор - например, в нынешнем Сирийском конфликте турки активно используют их против курдов.

Leopard 1

-10
  • Страна - ФРГ
  • Основной боевой танк
  • Боевая масса - 46 т
  • Экипаж - 5 человек
  • Годы производства/эксплуатации - 1965-84/1965-...
  • Разработчик - Porsche AG
  • Производитель - Porsche, Krauss-Maffei
  • Выпущено - более 6000 шт
  • Корпус - сварной, броня от 25 (крыша корпуса) до 100 (маска орудия) мм
  • Вооружение - 105 мм пушка L7A3, два 7,62 мм пулемета МG3 либо FN MAG
  • Двигатель - MTU MB 838 Cam-500, многотопливный дизель V10 жидкостного охлаждения, 820 л.с.
  • Скорость по шоссе - 65 км/ч
  • Запас хода по шоссе/бездорожью - 600/450 км
  • Трансмиссия - двухпоточная гидромеханическая с планетарной АКПП и дифференциальным механизмом поворота
  • Ходовая часть - смешанная индивидуальная с торсионной и гидравлической амортизацией
-11
-12

Начинавшийся как совместный с Францией и Италией проект ОБТ второго поколения, который довели до конца только немцы. Из трех участвовавших в конкурсе компаний "Borgward", уже находившийся тогда в предсмертном состоянии, отвалился на стадии проекта, прототип "Rheinmetall" забраковали, а прототип "Porsche" не просто пошел в серию, но стал, по сути, стандартизованным европейским танком 1960-80 годов. Участвовал в Боснийской и Афганской войнах. В настоящее время применяется той же Турцией в той же Сирии против тех же курдов.

Kanonenjagdpanzer

-13
  • Страна - ФРГ
  • Истребитель танков
  • Боевая масса - 27,5 т
  • Экипаж - 4 человека
  • Годы производства/эксплуатации - 1965-67/1965-...
  • Разработчики - Henschel, Hanomag
  • Производители - Henschel, Hanomag
  • Выпущено - 850 шт
  • Корпус - сварной, броня от 10 до 50 мм
  • Вооружение - 90 мм пушка Rheinmetall BK90/L40, два 7,62 мм пулемета МG3
  • Двигатель - MTU MB 837, многотопливный дизель V8 жидкостного охлаждения, 500 л.с.
  • Скорость по шоссе - 70 км/ч
  • Запас хода по шоссе - 385 км
  • Ходовая часть - индивидуальная с торсионной амортизацией
-14
-15

Легкий мобильный истребитель танков, скроенный по лекалам Второй Мировой и странно смотрящийся среди послевоенной техники. В целом идея немцев, которым в случае Большой Войны пришлось бы принять на себя первый удар советских танковых полчищ, понятна. Новейший Т-64 и его разноутробные близнецы Т-72/80 короткоствольной 90-мм пушке были не по зубам, однако для борьбы с многотысячными накоплениями более старых Т-54/55/62 динамичная и недорогая машина оказалась бы совсем не лишней. В процессе службы многие Ягдпанцеры довооружались пусковыми установками ПТУР BGM-71 TOW, получая возможность бороться и с новейшими танками. По окончании Холодной Войны вероятность массированного конфликта стала исчезающе малой, и в начале 1990 годов самоходку из Бундесвера демобилизовали, однако в Бельгии несколько десятков машин состоят на вооружении до сих пор.

Завершают экспозицию разнокалиберные броневики, преимущественно французские, и разная легкая техника.

Panhard EBR / Engin Blindé de Reconnaissance 75

-16
  • Страна - Франция
  • Разведывательный бронеавтомобиль
  • Боевая масса - 13 т
  • Экипаж - 4 человека
  • Годы производства/эксплуатации - 1951-60/1951-...
  • Разработчик - Panhard
  • Производитель - Panhard
  • Выпущено - около 1200 шт
  • Корпус - сварной, броня от 20 (корма корпуса) до 40 (лоб корпуса) мм
  • Вооружение - 75 мм пушка SA49 либо 90 мм пушка D921/F1, три 7,5 мм пулемета MAC Mle 31
  • Двигатель - Panhard 12HD, карбюраторный Н8 воздушного охлаждения, 200 л.с.
  • Скорость по шоссе - 100 км/ч
  • Запас хода по шоссе - 630 км
  • Трансмиссия - 8х8, симметричная, с двумя МКПП, многодисковым сцеплением и раздаточной коробкой
  • Ходовая часть - индивидуальная, на концентрических пружинах (передняя и задняя ось) либо рычажная с гидропневматическим приводом (центральные оси)
-17
-18
-19
-20

Сия забавная послевоенная каракатица с башней от АМХ-13 интересна тем, что была полностью симметрична. Двигатель устанавливался в центре корпуса под башней, спереди и сзади размещались совершенно одинаковые отделения управления, трансмиссия позволяла с одинаковой скоростью передвигаться и вперед, и назад. Колеса двух центральных осей, не имевший полноценных пневматических шин, при движении по твердым дорогам приподнимались и не использовались.

Машина получилась вполне удачная, надежная и неприхотливая. Активно поставлялась на экспорт. Любопытно, что такой же бронеавтомобиль со снятой башней послужил катафалком на похоронах легендарного французского военачальника и президента Шарля де Голля. До сих пор состоит на вооружении в Марокко.

Помимо линейной версии в музее есть также EBR ETT - бронетранспортер, построенный на той же тележке.

-21

AMX-10 RC

-22
  • Страна - Франция
  • Тяжелый разведывательный бронеавтомобиль
  • Боевая масса - 16,6 т
  • Экипаж - 4 человека
  • Годы производства/эксплуатации - 1976-94/1981-...
  • Разработчик - Satory Military Vehicles (СП GIAT и Renault)
  • Производитель - Nexter
  • Выпущено - 457 шт
  • Корпус - сварной, из алюминиевых сплавов, в передней проекции бронирован от боеприпасов калибра до 23 мм, остальное бронирование противопульное
  • Вооружение - 105 мм пушка GIAT 105/47 F2 MECA, один 7,62 мм пулемет MAS AA-52
  • Двигатель - Hispano-Suiza HS-115, многотопливный дизельный V8 жидкостного охлаждения, 250 л.с. / Baudouin 6F11 SRX, дизельный V8 жидкостного охлаждения, 280 л.с.
  • Скорость по шоссе/бездорожью - 85/40 км/ч
  • Запас хода по шоссе - 800 км
  • Трансмиссия - 6х6, с преселективной 4-скоростной КПП и автоматическим сцеплением
  • Ходовая часть - индивидуальная гидропневматическая, с изменяемым клиренсом
-23
-24

Стандартная разведывательная машина современной французской армии.

Panhard ERC (Engin a Roues Canon) 90

-25
  • Страна - Франция
  • Плавающий бронеавтомобиль
  • Боевая масса - 8,3 т
  • Экипаж - 3 человека
  • Годы производства/эксплуатации - 1979-.../1979-...
  • Разработчик - Panhard
  • Производитель - Panhard
  • Выпущено - более 400 шт
  • Корпус - сварной, броня до 10 мм
  • Вооружение - 90 мм пушка CN90, два 7,62 мм пулемета MAS AA-52
  • Двигатель - Peugeot, бензиновный V6 жидкостного охлаждения, 155 л.с.
  • Скорость по шоссе - 90 км/ч
  • Запас хода по шоссе - 730 км
  • Трансмиссия - 6х6, с 6-скоростной КПП
  • Ходовая часть - индивидуальная гидропневматическая, с поднимаемой средней осью
-26
-27

Разработанный "Панаром" в инициативном порядке с прицелом на экспорт броневик. Родную французскую армию изначально вроде бы не заинтересовал, однако у Вселенной на этот счет был иной замысел. Заграничные покупатели, латиноамериканские и африканские, машиной остались очень довольны, особенно после появления версии Sagae, чье орудие F4 с новейшим подкалиберным оперенным боеприпасом ADFSDS оказалось эффективным против ОБТ третьего поколения, включая широко расползшийся по миру Т-72. А тут еще и подоспела новая военная доктрина, согласно которой во Французской армии создавались войска быстрого реагирования. Сначала их хотели укомплектовать уже состоящими на вооружении AMX-10 RC, однако те оказались слишком крупными и тяжелыми как для стандартного французского транспортного самолета Transall C-160, так и для Lockheed C-130 Hercules союзников по НАТО. В итоге с 1980 года Министерство обороны Франции начало закупать ERC 90 для своих нужд, машиной все довольны, и спустя 40 лет после появления она продолжает активно производиться в нескольких версиях и для французской армии, и на экспорт.

Panhard AML (Auto Mitrailleuse Legere)

-28
  • Страна - Франция
  • Легкий разведывательный бронеавтомобиль
  • Боевая масса - 5,5 т
  • Экипаж - 3 человека
  • Годы производства/эксплуатации - 1960-87/1960-...
  • Разработчик - Panhard
  • Производитель - Panhard
  • Выпущено - 4812 шт
  • Корпус - сварной, броня до 10 мм
  • Вооружение - 90 мм пушка Defa D921, 7,62 мм пулемет MAS AA-52
  • Двигатель - Panhard Model 4, бензиновный Н4 воздушного охлаждения, 90 л.с.
  • Скорость по шоссе - 60 км/ч
  • Запас хода по шоссе - 600 км
  • Трансмиссия - 4х4
  • Ходовая часть - независимая рессорная с гидравлической амортизацией
-29
-30

Популярное семейство легких броневиков, ставшее в свое время практически эталоном разведывательной машины. Выпускалось в добром десятке разных вариантов с пулеметным, минометным, пушечным, ракетным и зенитным вооружением. В музее представлена самая мощная версия - AML-90 с 90-мм орудием.

VAB (Vehicule de l'Avant Blinde)

-31
  • Страна - Франция
  • Плавающий бронетранспортер
  • Боевая масса - 14 т
  • Экипаж - 2 человека + 10 десантников
  • Годы производства/эксплуатации - 1976-.../1976-...
  • Разработчик - GIAT Industries
  • Производитель - Renault Trucks, MACK
  • Выпущено - более 5000 шт
  • Корпус - сварной
  • Двигатель - Renault MIDR 062045, дизельный L6 жидкостного охлаждения, 320 л.с.
  • Скорость по шоссе/воде - 110/8 км/ч
  • Запас хода по шоссе - 1200 км
  • Трансмиссия - 4х4
  • Ходовая часть - независимая с торсионной амортизацией
-32
-33

"Бронированная машина переднего края", по нашему - бронетранспортер. Весьма популярное семейство. Выпускается в двухосном и трехосном варианте, с кучей разного вооружения от 7,62-мм пулемета до 120-мм миномета, с разным уровнем защищенности - вплоть до "STANAG Level 4", защищающего от 14,5-мм бронебойных боеприпасов КПВ, мин и 10-кг фугасов. Есть полицейская версия. В данном случае имеем противотанковый вариант VCAC "Mephisto", несущий пусковую установку ПТУР НОТ.

EE-9 Cascavel

-34
  • Страна - Бразилия
  • Разведывательный бронеавтомобиль
  • Боевая масса - 12 т
  • Экипаж - 3 человека
  • Годы производства/эксплуатации - 1974-93/1975-...
  • Разработчик - Engenheiros Especializados S/A (Engesa)
  • Производитель - Engesa
  • Выпущено - 1715 шт
  • Корпус - сварной, броня до 16 мм (лоб корпуса)
  • Вооружение - 90 мм пушка Engesa EC-90, два 7,62 мм пулемета
  • Двигатель - Detroit Diesel 6V-53N, дизельный V6 жидкостного охлаждения, 212 л.с.
  • Скорость по шоссе - 100 км/ч
  • Запас хода по шоссе - 750 км
  • Трансмиссия - 6х6, гидромеханическая с АКПП
  • Ходовая часть - пружинная с гидравлической амортизацией
-35
-36

Удачный броневик, созданный в Бразилии для замены престарелых американских Грейхаундов. В силу простоты, надежности и дешевизны пользуется хорошим экспортным спросом.

М114

-37
  • Страна - США
  • Плавающий бронетранспортер
  • Боевая масса - 6,8 т
  • Экипаж - 3 человека
  • Годы производства/эксплуатации - 1962-64/1962-73
  • Разработчик - General Motors
  • Производитель - Cadillac
  • Выпущено - 3710 шт
  • Корпус - сварной, броня от 19 (борт корпуса) до 44 (лоб корпуса) мм
  • Двигатель - Chevrolet 283, карбюраторный V8 жидкостного охлаждения, 160 л.с.
  • Скорость по шоссе/воде - 58/5,5 км/ч
  • Запас хода по шоссе - 440 км
  • Ходовая часть - индивидуальная с торсионной амортизацией
-38
-39
-40
-41

Младший неудачливый брат более крупного бронетранспортера М113. По мысли создателей должен был выполнять роль командирской и разведывательной машины, но для первого оказался слишком тесен, а из разведподразделений был быстро вытеснен легким танком M551 Sheridan. Всеракурсную схему девайса найти в Сети не смог, что как бы намекает... :))

M113 1/2 Lynx

-42
  • Страна - США
  • Плавающий бронетранспортер
  • Боевая масса - 8,8 т
  • Экипаж - 3 человека
  • Разработчик - Food Machinery Corporation (FMC)
  • Производитель - FMC
  • Корпус - сварной, алюминиевый
  • Двигатель - Detroit Diesel 6V-53, дизельный V6 жидкостного охлаждения, 215 л.с.
  • Скорость по шоссе/воде - 70/6 км/ч
  • Запас хода по шоссе - 520 км
  • Ходовая часть - индивидуальная с торсионной амортизацией
-43
-44

Еще один младший брат М113, на этот раз от производителя оригинала. В Штатах на вооружение принят не был, но экспортировался в Канаду и Голландию, которые потом перепродали свой парк в Бахрейн и Чили.

FV101 Scorpion

-45
  • Страна - Великобритания
  • Гусеничная разведывательная плавающая бронемашина
  • Боевая масса - 17,8 т
  • Экипаж - 3 человека
  • Годы производства/эксплуатации - 1971-96/1972-...
  • Разработчик - Alvis Car & Engineering Company
  • Производитель - Alvis
  • Выпущено - более 3500 шт
  • Корпус - сварной, алюминиевая броня от 20 до 60 мм
  • Вооружение - 76 мм низкоимпульсная пушка Royal Ordnance L23A1, спаренный 7,62 мм пулемет FN MAG L43A1
  • Двигатель - Cummins BTA, дизельный L6 жидкостного охлаждения, 190 л.с.
  • Скорость по шоссе/воде - 72/6 км/ч
  • Запас хода по шоссе - 750 км
  • Трансмиссия - полуавтоматическая, с реверсивной 7-ступенчатой планетарной КПП и 2-ступенчатым дифференциальным механизмом поворота
  • Ходовая часть - индивидуальная, с торсионно-гидравлической амортизацией
-46
-47

У нас принято называть Скорпион легким танком, англичане же классифицируют его как CVR(T) - Combat Vehicle Reconnaissance (Tracked). Некоторое время назад фигурировал в "Книге рекордов Гиннесса" как самое быстрое гусеничное транспортное средство в мире - облегченный экземпляр с двигателем Steyr M16 разогнался, если мне не изменяет память, быстрее 120 км/ч. Сохранился ли за ним до сих пор сей титул - не знаю. Возможно, что и нет - гусеничные пустынные пушки нынче модная тема среди скучающих арабских шейхов.

Peugeot P4P, бронированное исполнение французской версии "Гелендевагена"

-48
-49
-50

FV1620 Humber Hornet, носитель ПТУР Malkara на шасси британского армейского "однотонника" FV1611 Humber Pig

-51
-52
-53

Прикольная штука - авиадесантный автомобиль-чемодан. Складывается в относительно небольшой ящик. Не знаю, применялся ли когда-либо по назначению :))

-54

FV601 Saladin

-55
  • Страна - Великобритания
  • Бронеавтомобиль
  • Боевая масса - 11,5 т
  • Экипаж - 3 человека
  • Годы производства/эксплуатации - 1958-72/1959-...
  • Разработчик - Alvis Car & Engineering Company
  • Производитель - Alvis
  • Выпущено - 1177 шт
  • Корпус - сварной, броня от 8 (днище корпуса) до 32 (лоб башни) мм
  • Вооружение - 76 мм низкоимпульсная пушка Royal Ordnance L5A1, два 7,62 мм пулемета Browning M1919A4
  • Двигатель - Rolls-Royce В80, карбюраторный L8 жидкостного охлаждения, 170 л.с.
  • Скорость по шоссе - 72 км/ч
  • Запас хода по шоссе - 400 км
  • Трансмиссия - 6х6, механическая
  • Ходовая часть - независимая, с торсионно-гидравлической амортизацией
-56
-57

Имеется также соплатформенный бронетранспортер FV603 Saracen. Кстати, компоновка у них разная - у Саладина силовое отделение сзади, а у Сарацина - спереди.

-58
-59
-60

Ferret Armoured Car

-61
  • Страна - Великобритания
  • Разведывательный бронеавтомобиль
  • Боевая масса - 3,7 т
  • Экипаж - 3 человека
  • Годы производства/эксплуатации - 1952-62/1952-...
  • Разработчик - Daimler Co. Ltd.
  • Производитель - Daimler
  • Выпущено - 4409 шт
  • Корпус - сварной
  • Вооружение - 7,62 мм пулемет Browning M1919A4
  • Двигатель - Rolls-Royce B60, карбюраторный L6 жидкостного охлаждения, 130 л.с.
  • Скорость по шоссе - 93 км/ч
  • Запас хода по шоссе - 310 км
  • Трансмиссия - 4х4, с 5-скоростной МКПП и понижающей передачей
  • Ходовая часть - зависимая, с пружинной амортизацией
-62
-63

Существовала куча версий, но различались они, по сути, только маркой пулемета и способом его установки.

Pansarbandvagn 301

-64
  • Страна - Швеция
  • Бронетранспортер
  • Боевая масса - 11,7 т
  • Экипаж - 2 человека + 8 десантников
  • Годы эксплуатации - 1962-70
  • Производитель - Hagglund & Soner
  • Выпущено - 220 шт
  • Корпус - сварной, броня от 8 до 50 мм
  • Вооружение - 20 мм автоматическая пушка Bofors m/45B
  • Двигатель - Svenska Flygmotor B44, карбюраторный, 160 л.с.
  • Скорость по шоссе - 45 км/ч
  • Запас хода по шоссе - 300 км
  • Ходовая часть - сблокированная попарно, на листовых рессорах
-65

На этот развернутый "к лесу передом" агрегат сначала вообще не обратил внимания, но потом заинтересовало нечто неуловимо знакомое в подвеске. И не случайно - сей послевоенный БТР был построен на ходовой чешского LT vz.38, который выпускался в Швеции по лицензии под названием Strv m/41. Я его уже упоминал в рассказе про S-танк.

Vespa 150 TAP. Плод сумрачного европейского гения - противотанковый скутер :)) с 75-мм безоткаткой

-66

Hotchkiss M201 ENTAC, лицензионный французский Jeep Wyllis с комплексом ПТУР

-67
-68

ANTAC, буксируемая версия той же ПТУР

-69

Delahaye VLR, еще один лицензионный (и чуть более самобытный) вариант Виллиса

-70

Panhard VBL - Vehicule Blinde Leger, стандартный легкий плавающий броневик современной французской армии

-71
-72
-73
-74
-75
-76

Ну и на закуску немного моторов

-77

Силовая установка Королевского Тигра - 700-сильный Maybach HL30 и преселективная полуавтоматическая КПП Maybach Olvar. Изрядный хайтек для своего времени

-78

Полураздетый В2 от "тридцатьчетверки"

-79

В-46-5 от Т-62М, тоже слегка неглиже

-80

450-сильный Ford GAA от Sherman M4A3

-81

400-сильная "звезда" Continental R975 с ранних Шерманов

-82

И снова движок Шермана, на этот раз дизельная 375-сильная "спарка" General Motors 6046 от М4А2

-83

307-сильный Renault и замороченная трансмиссия от Char B1 bis

-84

Простецкая четверка Renault от R35

-85

720-сильная Hispano-Suiza HS-110 от АМХ-30

-86

На этом, пожалуй, всё. В следующих сериях - про немецкий танковый музей в Мунстере.