В прошлый раз я остановился на M26 Pershing, определившем облик послевоенного американского танка. Прямые потомки представлены тут же, рядом.
M47 Patton II
- Страна - США
- Средний танк, основной боевой танк
- Боевая масса - 44 т
- Экипаж - 5 человек
- Годы производства/эксплуатации - 1951-53/1952-2011
- Разработчик - Detroit Tank Arsenal
- Производитель - Detroit Tank Arsenal Plant, American Locomotive Co.
- Выпущено - 8576 шт
- Корпус - сварной, броня от 13 (днище корпуса) до 114 (маска орудия) мм
- Вооружение - 90 мм пушка М36, два 7,62 мм пулемета Browning M1919А4 и 12,7 мм пулемет Browning M2
- Двигатель - Continental AV-1790, карбюраторный V12 воздушного охлаждения, 810 л.с.
- Скорость по шоссе - 48 км/ч
- Запас хода по шоссе - 160 км
- Трансмиссия - полуавтоматическая с 6-скоростной КПП и гидрообъемным механизмом поворота
- Ходовая часть - индивидуальная с торсионнной амортизацией
Столкнувшись в ходе Корейской войны с недостаточной энерговооруженностью Першинга, американцы оснастили его более мощным двигателем, получив первый из семейства Паттонов - М46. Первоначально машина считалась временной, поскольку на смену разрабатывался новый средний танк - Т42, который при существенно меньшей массе должен был обладать лучшими характеристиками. Однако разработка Т42 затянулась, потом постепенно сошла на нет. В итоге разработанную для него башню с новой пушкой поставили на корпус М46, получив второй Паттон - М47.
M48 Patton III
- Страна - США
- Основной боевой танк
- Боевая масса - 45 т
- Экипаж - 5 человек
- Годы производства/эксплуатации - 1952-59/1952-...
- Разработчик - Chrysler Defence Engineering
- Производитель - Chrysler, Fisher Body, Ford, Schenectady Tank Plant, American Locomotive Co.
- Выпущено - более 12000 шт
- Корпус - сварной, броня от 13 (днище корпуса) до 178 (лоб башни) мм
- Вооружение - 90 мм пушка М3А1 либо 90 мм пушка М41, 7,62 мм пулемет М73 и 12,7 мм пулемет Browning M2
- Двигатель - Continental AV-1790, карбюраторный V12 воздушного охлаждения, 810 л.с. либо (после модернизации) Continental AVDS-1790-2 дизельный V12 воздушного охлаждения, 750 л.с.
- Скорость по шоссе - 48 км/ч
- Запас хода по шоссе - до 500 км (с дизелем)
- Трансмиссия - полуавтоматическая с 6-скоростной КПП и гидрообъемным механизмом поворота
- Ходовая часть - индивидуальная с торсионной амортизацией
Следующий Паттон, получивший новые корпус и башню по типу разработанных для тяжелого танка М103.
М60 Patton
- Страна - США
- Основной боевой танк
- Боевая масса - 46 т
- Экипаж - 5 человек
- Годы производства/эксплуатации - 1959-83/1959-...
- Разработчик - Chrysler Defence Engineering
- Производитель - Chrysler, Detroit Tank Arsenal
- Выпущено - более 15000 шт
- Корпус - сварной, броня от 13 (днище корпуса) до 178 (лоб башни) мм
- Вооружение - 105 мм пушка М68 либо 152 мм пушка/пусковая установка М162, 7,62 мм пулемет М73 либо М240 и 12,7 мм пулемет М85
- Двигатель - Continental AVDS-1790-2, дизельный V12 воздушного охлаждения, 750 л.с.
- Скорость по шоссе/бездорожью - 48/19 км/ч
- Запас хода по шоссе - 500 км
- Трансмиссия - полуавтоматическая с 6-скоростной КПП и гидрообъемным механизмом поворота
- Ходовая часть - индивидуальная с торсионной амортизацией
Последний из Паттонов, вооруженный лицензионным вариантом "всеНАТОвской" британской 105-мм пушки Royal Ordnance L7, которая перевела его в разряд ОБТ второго поколения. Числа "4" в название не получил, снова став просто "Паттоном".
В целом Паттоны были выпущены очень большим тиражом и поучаствовали едва ли не во всех послевоенных конфликтах, а М48 и М60 воюют до сих пор - например, в нынешнем Сирийском конфликте турки активно используют их против курдов.
Leopard 1
- Страна - ФРГ
- Основной боевой танк
- Боевая масса - 46 т
- Экипаж - 5 человек
- Годы производства/эксплуатации - 1965-84/1965-...
- Разработчик - Porsche AG
- Производитель - Porsche, Krauss-Maffei
- Выпущено - более 6000 шт
- Корпус - сварной, броня от 25 (крыша корпуса) до 100 (маска орудия) мм
- Вооружение - 105 мм пушка L7A3, два 7,62 мм пулемета МG3 либо FN MAG
- Двигатель - MTU MB 838 Cam-500, многотопливный дизель V10 жидкостного охлаждения, 820 л.с.
- Скорость по шоссе - 65 км/ч
- Запас хода по шоссе/бездорожью - 600/450 км
- Трансмиссия - двухпоточная гидромеханическая с планетарной АКПП и дифференциальным механизмом поворота
- Ходовая часть - смешанная индивидуальная с торсионной и гидравлической амортизацией
Начинавшийся как совместный с Францией и Италией проект ОБТ второго поколения, который довели до конца только немцы. Из трех участвовавших в конкурсе компаний "Borgward", уже находившийся тогда в предсмертном состоянии, отвалился на стадии проекта, прототип "Rheinmetall" забраковали, а прототип "Porsche" не просто пошел в серию, но стал, по сути, стандартизованным европейским танком 1960-80 годов. Участвовал в Боснийской и Афганской войнах. В настоящее время применяется той же Турцией в той же Сирии против тех же курдов.
Kanonenjagdpanzer
- Страна - ФРГ
- Истребитель танков
- Боевая масса - 27,5 т
- Экипаж - 4 человека
- Годы производства/эксплуатации - 1965-67/1965-...
- Разработчики - Henschel, Hanomag
- Производители - Henschel, Hanomag
- Выпущено - 850 шт
- Корпус - сварной, броня от 10 до 50 мм
- Вооружение - 90 мм пушка Rheinmetall BK90/L40, два 7,62 мм пулемета МG3
- Двигатель - MTU MB 837, многотопливный дизель V8 жидкостного охлаждения, 500 л.с.
- Скорость по шоссе - 70 км/ч
- Запас хода по шоссе - 385 км
- Ходовая часть - индивидуальная с торсионной амортизацией
Легкий мобильный истребитель танков, скроенный по лекалам Второй Мировой и странно смотрящийся среди послевоенной техники. В целом идея немцев, которым в случае Большой Войны пришлось бы принять на себя первый удар советских танковых полчищ, понятна. Новейший Т-64 и его разноутробные близнецы Т-72/80 короткоствольной 90-мм пушке были не по зубам, однако для борьбы с многотысячными накоплениями более старых Т-54/55/62 динамичная и недорогая машина оказалась бы совсем не лишней. В процессе службы многие Ягдпанцеры довооружались пусковыми установками ПТУР BGM-71 TOW, получая возможность бороться и с новейшими танками. По окончании Холодной Войны вероятность массированного конфликта стала исчезающе малой, и в начале 1990 годов самоходку из Бундесвера демобилизовали, однако в Бельгии несколько десятков машин состоят на вооружении до сих пор.
Завершают экспозицию разнокалиберные броневики, преимущественно французские, и разная легкая техника.
Panhard EBR / Engin Blindé de Reconnaissance 75
- Страна - Франция
- Разведывательный бронеавтомобиль
- Боевая масса - 13 т
- Экипаж - 4 человека
- Годы производства/эксплуатации - 1951-60/1951-...
- Разработчик - Panhard
- Производитель - Panhard
- Выпущено - около 1200 шт
- Корпус - сварной, броня от 20 (корма корпуса) до 40 (лоб корпуса) мм
- Вооружение - 75 мм пушка SA49 либо 90 мм пушка D921/F1, три 7,5 мм пулемета MAC Mle 31
- Двигатель - Panhard 12HD, карбюраторный Н8 воздушного охлаждения, 200 л.с.
- Скорость по шоссе - 100 км/ч
- Запас хода по шоссе - 630 км
- Трансмиссия - 8х8, симметричная, с двумя МКПП, многодисковым сцеплением и раздаточной коробкой
- Ходовая часть - индивидуальная, на концентрических пружинах (передняя и задняя ось) либо рычажная с гидропневматическим приводом (центральные оси)
Сия забавная послевоенная каракатица с башней от АМХ-13 интересна тем, что была полностью симметрична. Двигатель устанавливался в центре корпуса под башней, спереди и сзади размещались совершенно одинаковые отделения управления, трансмиссия позволяла с одинаковой скоростью передвигаться и вперед, и назад. Колеса двух центральных осей, не имевший полноценных пневматических шин, при движении по твердым дорогам приподнимались и не использовались.
Машина получилась вполне удачная, надежная и неприхотливая. Активно поставлялась на экспорт. Любопытно, что такой же бронеавтомобиль со снятой башней послужил катафалком на похоронах легендарного французского военачальника и президента Шарля де Голля. До сих пор состоит на вооружении в Марокко.
Помимо линейной версии в музее есть также EBR ETT - бронетранспортер, построенный на той же тележке.
AMX-10 RC
- Страна - Франция
- Тяжелый разведывательный бронеавтомобиль
- Боевая масса - 16,6 т
- Экипаж - 4 человека
- Годы производства/эксплуатации - 1976-94/1981-...
- Разработчик - Satory Military Vehicles (СП GIAT и Renault)
- Производитель - Nexter
- Выпущено - 457 шт
- Корпус - сварной, из алюминиевых сплавов, в передней проекции бронирован от боеприпасов калибра до 23 мм, остальное бронирование противопульное
- Вооружение - 105 мм пушка GIAT 105/47 F2 MECA, один 7,62 мм пулемет MAS AA-52
- Двигатель - Hispano-Suiza HS-115, многотопливный дизельный V8 жидкостного охлаждения, 250 л.с. / Baudouin 6F11 SRX, дизельный V8 жидкостного охлаждения, 280 л.с.
- Скорость по шоссе/бездорожью - 85/40 км/ч
- Запас хода по шоссе - 800 км
- Трансмиссия - 6х6, с преселективной 4-скоростной КПП и автоматическим сцеплением
- Ходовая часть - индивидуальная гидропневматическая, с изменяемым клиренсом
Стандартная разведывательная машина современной французской армии.
Panhard ERC (Engin a Roues Canon) 90
- Страна - Франция
- Плавающий бронеавтомобиль
- Боевая масса - 8,3 т
- Экипаж - 3 человека
- Годы производства/эксплуатации - 1979-.../1979-...
- Разработчик - Panhard
- Производитель - Panhard
- Выпущено - более 400 шт
- Корпус - сварной, броня до 10 мм
- Вооружение - 90 мм пушка CN90, два 7,62 мм пулемета MAS AA-52
- Двигатель - Peugeot, бензиновный V6 жидкостного охлаждения, 155 л.с.
- Скорость по шоссе - 90 км/ч
- Запас хода по шоссе - 730 км
- Трансмиссия - 6х6, с 6-скоростной КПП
- Ходовая часть - индивидуальная гидропневматическая, с поднимаемой средней осью
Разработанный "Панаром" в инициативном порядке с прицелом на экспорт броневик. Родную французскую армию изначально вроде бы не заинтересовал, однако у Вселенной на этот счет был иной замысел. Заграничные покупатели, латиноамериканские и африканские, машиной остались очень довольны, особенно после появления версии Sagae, чье орудие F4 с новейшим подкалиберным оперенным боеприпасом ADFSDS оказалось эффективным против ОБТ третьего поколения, включая широко расползшийся по миру Т-72. А тут еще и подоспела новая военная доктрина, согласно которой во Французской армии создавались войска быстрого реагирования. Сначала их хотели укомплектовать уже состоящими на вооружении AMX-10 RC, однако те оказались слишком крупными и тяжелыми как для стандартного французского транспортного самолета Transall C-160, так и для Lockheed C-130 Hercules союзников по НАТО. В итоге с 1980 года Министерство обороны Франции начало закупать ERC 90 для своих нужд, машиной все довольны, и спустя 40 лет после появления она продолжает активно производиться в нескольких версиях и для французской армии, и на экспорт.
Panhard AML (Auto Mitrailleuse Legere)
- Страна - Франция
- Легкий разведывательный бронеавтомобиль
- Боевая масса - 5,5 т
- Экипаж - 3 человека
- Годы производства/эксплуатации - 1960-87/1960-...
- Разработчик - Panhard
- Производитель - Panhard
- Выпущено - 4812 шт
- Корпус - сварной, броня до 10 мм
- Вооружение - 90 мм пушка Defa D921, 7,62 мм пулемет MAS AA-52
- Двигатель - Panhard Model 4, бензиновный Н4 воздушного охлаждения, 90 л.с.
- Скорость по шоссе - 60 км/ч
- Запас хода по шоссе - 600 км
- Трансмиссия - 4х4
- Ходовая часть - независимая рессорная с гидравлической амортизацией
Популярное семейство легких броневиков, ставшее в свое время практически эталоном разведывательной машины. Выпускалось в добром десятке разных вариантов с пулеметным, минометным, пушечным, ракетным и зенитным вооружением. В музее представлена самая мощная версия - AML-90 с 90-мм орудием.
VAB (Vehicule de l'Avant Blinde)
- Страна - Франция
- Плавающий бронетранспортер
- Боевая масса - 14 т
- Экипаж - 2 человека + 10 десантников
- Годы производства/эксплуатации - 1976-.../1976-...
- Разработчик - GIAT Industries
- Производитель - Renault Trucks, MACK
- Выпущено - более 5000 шт
- Корпус - сварной
- Двигатель - Renault MIDR 062045, дизельный L6 жидкостного охлаждения, 320 л.с.
- Скорость по шоссе/воде - 110/8 км/ч
- Запас хода по шоссе - 1200 км
- Трансмиссия - 4х4
- Ходовая часть - независимая с торсионной амортизацией
"Бронированная машина переднего края", по нашему - бронетранспортер. Весьма популярное семейство. Выпускается в двухосном и трехосном варианте, с кучей разного вооружения от 7,62-мм пулемета до 120-мм миномета, с разным уровнем защищенности - вплоть до "STANAG Level 4", защищающего от 14,5-мм бронебойных боеприпасов КПВ, мин и 10-кг фугасов. Есть полицейская версия. В данном случае имеем противотанковый вариант VCAC "Mephisto", несущий пусковую установку ПТУР НОТ.
EE-9 Cascavel
- Страна - Бразилия
- Разведывательный бронеавтомобиль
- Боевая масса - 12 т
- Экипаж - 3 человека
- Годы производства/эксплуатации - 1974-93/1975-...
- Разработчик - Engenheiros Especializados S/A (Engesa)
- Производитель - Engesa
- Выпущено - 1715 шт
- Корпус - сварной, броня до 16 мм (лоб корпуса)
- Вооружение - 90 мм пушка Engesa EC-90, два 7,62 мм пулемета
- Двигатель - Detroit Diesel 6V-53N, дизельный V6 жидкостного охлаждения, 212 л.с.
- Скорость по шоссе - 100 км/ч
- Запас хода по шоссе - 750 км
- Трансмиссия - 6х6, гидромеханическая с АКПП
- Ходовая часть - пружинная с гидравлической амортизацией
Удачный броневик, созданный в Бразилии для замены престарелых американских Грейхаундов. В силу простоты, надежности и дешевизны пользуется хорошим экспортным спросом.
М114
- Страна - США
- Плавающий бронетранспортер
- Боевая масса - 6,8 т
- Экипаж - 3 человека
- Годы производства/эксплуатации - 1962-64/1962-73
- Разработчик - General Motors
- Производитель - Cadillac
- Выпущено - 3710 шт
- Корпус - сварной, броня от 19 (борт корпуса) до 44 (лоб корпуса) мм
- Двигатель - Chevrolet 283, карбюраторный V8 жидкостного охлаждения, 160 л.с.
- Скорость по шоссе/воде - 58/5,5 км/ч
- Запас хода по шоссе - 440 км
- Ходовая часть - индивидуальная с торсионной амортизацией
Младший неудачливый брат более крупного бронетранспортера М113. По мысли создателей должен был выполнять роль командирской и разведывательной машины, но для первого оказался слишком тесен, а из разведподразделений был быстро вытеснен легким танком M551 Sheridan. Всеракурсную схему девайса найти в Сети не смог, что как бы намекает... :))
M113 1/2 Lynx
- Страна - США
- Плавающий бронетранспортер
- Боевая масса - 8,8 т
- Экипаж - 3 человека
- Разработчик - Food Machinery Corporation (FMC)
- Производитель - FMC
- Корпус - сварной, алюминиевый
- Двигатель - Detroit Diesel 6V-53, дизельный V6 жидкостного охлаждения, 215 л.с.
- Скорость по шоссе/воде - 70/6 км/ч
- Запас хода по шоссе - 520 км
- Ходовая часть - индивидуальная с торсионной амортизацией
Еще один младший брат М113, на этот раз от производителя оригинала. В Штатах на вооружение принят не был, но экспортировался в Канаду и Голландию, которые потом перепродали свой парк в Бахрейн и Чили.
FV101 Scorpion
- Страна - Великобритания
- Гусеничная разведывательная плавающая бронемашина
- Боевая масса - 17,8 т
- Экипаж - 3 человека
- Годы производства/эксплуатации - 1971-96/1972-...
- Разработчик - Alvis Car & Engineering Company
- Производитель - Alvis
- Выпущено - более 3500 шт
- Корпус - сварной, алюминиевая броня от 20 до 60 мм
- Вооружение - 76 мм низкоимпульсная пушка Royal Ordnance L23A1, спаренный 7,62 мм пулемет FN MAG L43A1
- Двигатель - Cummins BTA, дизельный L6 жидкостного охлаждения, 190 л.с.
- Скорость по шоссе/воде - 72/6 км/ч
- Запас хода по шоссе - 750 км
- Трансмиссия - полуавтоматическая, с реверсивной 7-ступенчатой планетарной КПП и 2-ступенчатым дифференциальным механизмом поворота
- Ходовая часть - индивидуальная, с торсионно-гидравлической амортизацией
У нас принято называть Скорпион легким танком, англичане же классифицируют его как CVR(T) - Combat Vehicle Reconnaissance (Tracked). Некоторое время назад фигурировал в "Книге рекордов Гиннесса" как самое быстрое гусеничное транспортное средство в мире - облегченный экземпляр с двигателем Steyr M16 разогнался, если мне не изменяет память, быстрее 120 км/ч. Сохранился ли за ним до сих пор сей титул - не знаю. Возможно, что и нет - гусеничные пустынные пушки нынче модная тема среди скучающих арабских шейхов.
Peugeot P4P, бронированное исполнение французской версии "Гелендевагена"
FV1620 Humber Hornet, носитель ПТУР Malkara на шасси британского армейского "однотонника" FV1611 Humber Pig
Прикольная штука - авиадесантный автомобиль-чемодан. Складывается в относительно небольшой ящик. Не знаю, применялся ли когда-либо по назначению :))
FV601 Saladin
- Страна - Великобритания
- Бронеавтомобиль
- Боевая масса - 11,5 т
- Экипаж - 3 человека
- Годы производства/эксплуатации - 1958-72/1959-...
- Разработчик - Alvis Car & Engineering Company
- Производитель - Alvis
- Выпущено - 1177 шт
- Корпус - сварной, броня от 8 (днище корпуса) до 32 (лоб башни) мм
- Вооружение - 76 мм низкоимпульсная пушка Royal Ordnance L5A1, два 7,62 мм пулемета Browning M1919A4
- Двигатель - Rolls-Royce В80, карбюраторный L8 жидкостного охлаждения, 170 л.с.
- Скорость по шоссе - 72 км/ч
- Запас хода по шоссе - 400 км
- Трансмиссия - 6х6, механическая
- Ходовая часть - независимая, с торсионно-гидравлической амортизацией
Имеется также соплатформенный бронетранспортер FV603 Saracen. Кстати, компоновка у них разная - у Саладина силовое отделение сзади, а у Сарацина - спереди.
Ferret Armoured Car
- Страна - Великобритания
- Разведывательный бронеавтомобиль
- Боевая масса - 3,7 т
- Экипаж - 3 человека
- Годы производства/эксплуатации - 1952-62/1952-...
- Разработчик - Daimler Co. Ltd.
- Производитель - Daimler
- Выпущено - 4409 шт
- Корпус - сварной
- Вооружение - 7,62 мм пулемет Browning M1919A4
- Двигатель - Rolls-Royce B60, карбюраторный L6 жидкостного охлаждения, 130 л.с.
- Скорость по шоссе - 93 км/ч
- Запас хода по шоссе - 310 км
- Трансмиссия - 4х4, с 5-скоростной МКПП и понижающей передачей
- Ходовая часть - зависимая, с пружинной амортизацией
Существовала куча версий, но различались они, по сути, только маркой пулемета и способом его установки.
Pansarbandvagn 301
- Страна - Швеция
- Бронетранспортер
- Боевая масса - 11,7 т
- Экипаж - 2 человека + 8 десантников
- Годы эксплуатации - 1962-70
- Производитель - Hagglund & Soner
- Выпущено - 220 шт
- Корпус - сварной, броня от 8 до 50 мм
- Вооружение - 20 мм автоматическая пушка Bofors m/45B
- Двигатель - Svenska Flygmotor B44, карбюраторный, 160 л.с.
- Скорость по шоссе - 45 км/ч
- Запас хода по шоссе - 300 км
- Ходовая часть - сблокированная попарно, на листовых рессорах
На этот развернутый "к лесу передом" агрегат сначала вообще не обратил внимания, но потом заинтересовало нечто неуловимо знакомое в подвеске. И не случайно - сей послевоенный БТР был построен на ходовой чешского LT vz.38, который выпускался в Швеции по лицензии под названием Strv m/41. Я его уже упоминал в рассказе про S-танк.
Vespa 150 TAP. Плод сумрачного европейского гения - противотанковый скутер :)) с 75-мм безоткаткой
Hotchkiss M201 ENTAC, лицензионный французский Jeep Wyllis с комплексом ПТУР
ANTAC, буксируемая версия той же ПТУР
Delahaye VLR, еще один лицензионный (и чуть более самобытный) вариант Виллиса
Panhard VBL - Vehicule Blinde Leger, стандартный легкий плавающий броневик современной французской армии
Ну и на закуску немного моторов
Силовая установка Королевского Тигра - 700-сильный Maybach HL30 и преселективная полуавтоматическая КПП Maybach Olvar. Изрядный хайтек для своего времени
Полураздетый В2 от "тридцатьчетверки"
В-46-5 от Т-62М, тоже слегка неглиже
450-сильный Ford GAA от Sherman M4A3
400-сильная "звезда" Continental R975 с ранних Шерманов
И снова движок Шермана, на этот раз дизельная 375-сильная "спарка" General Motors 6046 от М4А2
307-сильный Renault и замороченная трансмиссия от Char B1 bis
Простецкая четверка Renault от R35
720-сильная Hispano-Suiza HS-110 от АМХ-30
На этом, пожалуй, всё. В следующих сериях - про немецкий танковый музей в Мунстере.