Безусловно, такая тема, что написано про нее не одна и не две книги. Но так стряслось, что попросили прочитать лекцию. На звания профессорские не претендую, а в ознакомительном порядке почему бы и не поделиться информацией с просторов сети. Погнали!
Я решил разбить на 5 блоков:
- Естественный свет.
- Искусственный свет.
- Искусственный постоянный светодиодный (LED).
- Искусственный. Вспышки.
- Искусственный свет и творческие эффекты.
Упомяну во вступительных словах о коварной ловушке, в которую не раз попадал автор данного текста)) Заключается она в экране фотоаппарата, на котором получаемый результат при первом просмотре яркий и красивый, при последующем просмотре на компьютере яркость может отличаться в разы. Не зря профессионалы пользуются подключению к стороннему монитору - это совершенно не блажь. Чтобы в процессе съемки контролировать достаточность экспонирования, нужно установить в просмотре показ пересветов: участки с явным пересветом (это означает что в этих местах нет информации!) будут мигать. Также можно (и нужно) контролировать по показу гистограммы.
1. Естественный свет.
1.1. Отличный вариант.
Речь пойдет о "золотом часе". В этом время свет необычайно мягок и имеет приятный золотистый оттенок на всем, чего он касается. Именно поэтому, мы можем наблюдать на бэкстейджах холодных съемок продрогших и слегка заспанных моделей. Приехали они и не потому, что не спиться, а именно из-за света, восхода, туманов. Как, к примеру, тут
Определить это время в той точке, где Вы находитесь можно с помощью приложения в смартфоне. Ищется по ключевым словам "golden hour": гугл, яблоко, просто сайт.
Свет крут для пейзажной, портретной и всех остальных видов съемок.
Если утром, чтобы поймать утреннее время потребуется несколько больше усилий (найти машину, встать, всех собрать, успеть), то ситуация с вечером обстоит значительно проще. И отсюда лайфхак:
Начинайте фотопрогулку за час-полтора до вечернего "золотого часа". Времени будет достаточно чтобы "расфотографироваться", определиться с настройками камеры, локацией и расслабить модель.
Еще из личного наблюдения очень крутой свет бывает летом после дождя или "грибного дождя" - дождь на мгновение стихает и солнце начинает палить сквозь тучи. Но это редкая удача.
1.2. Хороший вариант.
Хорошими вариантами считается утреннее время и после обеда ближе к "золотому часу". Также не следует избегать слегка облачных и туманных дней. Свет хоть и не яркий, как в предыдущих вариантах, зато однородный и равномерный.
Толковые советы о съемке при хорошем свете.
1.3. Скверный, но не смертельный.
То самое время, когда у людей просыпается желание фотографироваться - летнее солнце палит на полную катушку. Причина тому, что создается очень яркий жесткий свет и неприятная для лиц граница светотени. При этом, модели еще часто приятней, чтобы солнце грело спину, а не освещало лицо. Если оно лупит в него, то заставляет морщиться, прикрывать ладошкой)))) Знакомо?)
Выходы такие:
- Пользоваться полутенями в парках, зданиях, сооружениях и т.д.
- Если есть помощник, пользоваться белыми рассеивателями и золотыми/серебристыми отражателями (иногда это все в одном). Важное правило, чтобы они были наверху, не на коленке и ниже. Причина этому то, что натуральный свет падает сверху вниз.
- Если снимаете в помещении при естественном свете, то подойдут полу прозрачные шторы. Как, например, тут ->
- Для съемки пейзажей здорово выручают градиентные ND фильтры. К примеру, как в видео ниже. Также есть и круглые.
1.4. Совсем плохо
Как вы понимаете, это полная темень. Камера не понимает, что происходит, задирает ISO и на выходе вы имеет изображение совсем без объема и сдобренное шумом.
Выхода тут два:
- Продолжать снимать в том же ключе и перевести изображение в черно-белый формат
, а потом утверждать что так сейчас стильно и модно. - В крупных городах много LED источников света таких как подсветка зданий, витрины, светофоры. Пользоваться ими. Прямой свет будет жестковат (для женских лиц особенно), поэтому можно использовать отражатель.
И не забыли главное правило? Отраженный свет должен падать сверху вниз.
2. Искусственный свет.
В видео рассказано просто и понятно про рисующий, заполняющий и контровой свет (актуально и для фото, и для видео)
А теперь разберем источники света.
3. Искусственный постоянный светодиодный (LED).
Основной недостаток, в сравнении со вспышками (не берем в расчет студийное оборудование) - все таки у импульса вспышки больше мощность, которым она и кожу разгладит, и движение заморозит, и дневной свет перебьет. А еще девочкам больше нравится, когда вокруг них щелкают вспышки, а не лупит мощный светодиод (прямое свечении в глаз вредно!).
Зато у LED источников есть плюсы для начинающих. Так как источник света постоянный он позволяет снимать почти сразу, полагаясь на экспонометр камеры, и лишь менять коррекцию экспозиции на свой вкус.
Итак, разберу три вида, которые я сам выделил... и попробовал:
- Осветитель светодиодный LED для видео - панель и несколькими светодиодами.
- Светодиодный LED фонарь - один мощный светодиод.
- Самодельные решения.
3.1. Светодиодные LED осветители, панели
Как уже говорилось основной недостаток LED осветителей это жесткий свет. Для мужских портретов возможно прокатит, с женскими все сложнее. Можно взять белый отражатель, например, из пенокартона, но тогда мощности осветителя может не хватить для хорошо отраженного света. Зато для цветовых акцентов и контуров данный свет подходит идеально: его проще подогнать по мощности к работе вспышки и сфокусировать пучок.
Как в этом видео (кстати, можно применять цветные фильтры и не покупать очень дорогие RGB модели) ->
При съемке видео, данный свет скорее необходимость. Как лучше его выставить, например, записывая сюжет для своего блога, можно увидеть на видео ->
Отлично выглядят сюжеты, где основной свет представляет собой софтбокс с источником света, подвешенный над головой говорящего, и создают акценты по бокам такими панелями.
Кстати, сюда можно отнести и кольцевые осветители: форма иная, но смысл тот же. Из-за того, что они близко к лицу и свет равномерный по кругу эффект более приятный, чем от панелей. Светодиодные "мечи" не пробовал из-за дороговизны.
Кстати, большинство LED осветителей питаются помимо сети еще и от аккумуляторов Сони. Это дополнительные затраты, если будете снимать на свежем воздухе и нет уже таких аккумуляторов. Проще и дешевле купить AA аккумуляторы для вспышки.
3.2. Светодиодный LED фонарь.
Относятся к семейству портативных источников света. Также можно создать акценты, подсветить видео, только еще удобнее взять с собой в путешествие. Это однозначно лучше, чем ничего или встроенный в смартфон источник, но и мощности как у предыдущего типа ожидать не приходится - тут она еще меньше.
В целом фонари это прикольно и доступно. Могут комплектоваться цветными гель фильтрами, но ничего не стоит сделать их из пакета или обертки конфет, закрепив резинкой. Полная свобода фантазии! А также просветить через красивую салфетку и создать узор - данные источники света чаще всего сфокусированы и имеют четкие границы.
Можно разделить на два форм-фактора:
- фонари с ручкой (можно найти помимо али, в радиомагазинах);
- квадратные "кубики".
С ручкой более массивны, зато заряд держат дольше. Квадратные легкие и имеют крепление в "горячий башмак". Оба варианта уже с источниками питания.
В качестве примеров ->
3.3. Самодельные решения.
Два главных недостатка:
- нестабильное свечение и цвет;
- громоздкость/возможности крепления/таскать с собой/неприглядный вид.
Хотя если у Вас прямые руки и минимальные знания об электричестве, то почему бы не попробовать. Будьте готовы, что на видео может быть мерцание или "зеленить" (как было у меня), но если нужно сделать пару хороших кадров, то почему бы попробовать?! Даже если перевести изображение в ч/б будет очень красиво. Вот и я так решил и сделал треугольный светильник из 3-х линейных светодиодных ламп и фанеры. Не вижу препятствия, чтобы сделать парочку таких цветных для студии.
В статье ранее описывал работоспособное решение от известного блогера - https://zen.yandex.ru/media/id/5c80e75b2705fa00b4dc3589/delaem-deshevoe-osvescenie-38-tr-dlia-videobloga-po-peter-mckinnon--russkaia-specifikaciia-5da869973d873600ad153fdd
4. Искусственный свет. Вспышки.
Вспышки остаются лучшим решением в условиях недостатка света. Если это не вспышка, встроенная в камеру конечно))).
Пару простых правил:
- Первое правило, ознакомиться с инструкцией к вспышке и аналогичным разделом инструкции камеры.
- Перестать ее бояться и начать снимать, наблюдая с каждым снимком пересветы и делая корректировку.
- Не нужно бояться задирать ISO.
- При съемке в авто режиме вспышки (TTL) ISO лучше поставить повыше на 800-1000 и смотреть-корректировать.
- На полную мощность никто не лупит, поэтому начинайте с пяти минимальных значений: 1/128, 1/64, 1/32, 1/16, 1/8.
- Беспроводными передатчики позволят сделать съемку более интересной и гибкой, чем просто вспышка в горячем башмаке камеры.
- Следите, чтобы лицо модели было обращено к свету вспышки, а то мало ли... разные модели бывают)...
Важно! Предостережение о использовании советских вспышек!
Возможно у Вас завалялась советская вспышка с древних времен и вы хотите прямо сейчас попробовать ее на своей цифровой камере. Так вот не нужно этого делать и цеплять в "горячий башмак" камеры - так вы можете ее повредить (по причине обратных токов и прочих "электрических чудес"). НО! Можно ее подключить в беспроводному приемнику - так риск будет только приемнику (ссылка на приемник СТ-16 в конце). Решение опробовано и работает! Минусы в отсутствии регулировок (придется подстраивать по мощности остальные вспышки) и не понятно что с цветом (во времена ч/б фотографии не так важен был именно 5600К). Но так заманчиво купить за копейки на барахолке и использовать с цветным гель-фильтром?))
4.1. Режимы вспышки.
- TTL - автоматический, камера дает показания вспышке и она корректирует мощность сама
- M - ручной
- Multi - стробоскоп
- HSS - высокоскоростная синхронизация, дает возможность съемки на выдержках более 1/200 (например 1/1000, 1/2000 и т.п.).
Пару слов о совместимости. Обратите внимание, что не все камеры имеют HSS. Эта функция уже есть в некоторых дешевых вспышках, но нет в камерах начального и среднего уровня - без нее предел выдержки 1/200 (иногда 1/250) и более длительная.
Вспышка с TTL должна быть подобрана под вашего производителя камеры - разное расположение контактов в "горячем башмаке". Существуют универсальные Кэнон/Никон. Также у некоторых моделей Кэнон нет центрального контакта, поэтому дешевые пускатели и вспышки без TTL (один центральный контакт) не подойдут точно.
4.2. Дистанционный запуск.
Встроенные в вспышку:
- S1 - светоловушка по первой вспышке главной вспышки.
- S2 - светоловушка по второй вспышке главной вспышки (пропускает "предпых" против эффекта "красных глаз")
- встроенные системы в вспышках классом повыше (типа креативного освещения Никон), могут устанавливать с одной вспышки параметры для других, TTL, регулировать мощность, менять режимы, разбивать на группы аналогичные вспышки.
Внешние (вставляются в "горячий башмак" или провод):
- дешевые передатчики работающие на частоте 433 МГц, не передают TTL и настройку, только пускатель (триггер).
- дорогие передатчики, работающие на частоте 2,4 Ггц, могут передавать показания для TTL, можно разбивать на группы, а также настраивать дистанционно мощность.
S1 и S2 вполне работоспособны в условиях размеренной съемки в помещениях. Но если в помещении работают вспышки других фотографов, а также на улице - стабильность срабатывания упадет. Поэтому лучше использовать хотя бы дешевые простые передатчики работающие на частоте 433 МГц, которые сгодятся и для портативных, и для студийных вспышек.
4.4. Модификаторы света.
О них будет более подробно рассмотрено в следующем разделе на конкретных примерах, но основное тезисно перечислю.
Можно их разделить на два больших типа:
- компактные (надеваются на вспышку, немного весят, некоторые встроенные)
- крупных (отдельный конструктив, к который крепится/вставляется вспышка, требует стойки или держится в руке).
Встроенные компактные это отражатель и рассеиватель (смотри инструкцию к вспышке).
Среди обоих типов, разумеется, существуют самоделки.
При выборе дешевых китайских аналогов, следует придерживаться ведущих производителей профессиональной техники (например https://profoto.com/ru и https://magnetmod.com ) и их новинки. Азиатские производители быстро копируют.
Сравнение компактных вариантов и крупных вариантов от МагнетМода. Ниже будут еще видео показывающие разницу ->
Студийные модификаторы света представлены в следующем видео.
Просто и доходчиво о студийных насадках на вспышку и эффектах, которые они дают.
Нельзя не упомянуть про использование "флагов" и отражателей/рассеивателей.
В студийной съемке на примере съемки мужского портрета
Также можем увидеть "флаги" в съемках на открытом воздухе. Обратите внимание, как Альберт Ватсон пользуется ими во время съемки для календаря Pirelli.
4.5. Практические примеры применения вспышек.
На данный момент, популярна схема: софтбокс расположен под 45 градусов к модели, свет падает сверху вниз и различные вариации контрсвета. Подобрал пару видео на эту тему.
Про необходимость рассеивать свет и интересная самоделка от Олега Зотова ->
Использования софтбокса в уличной съемке хорошо показано здесь ->
Стены зданий можно использовать как отражатели ->
Основы съемки в студии будут полезны новичкам ->
Примеры использования единственного софтбокса в помещении ->
Необходимость использовать несколько источников, софтбоксы, отражатели рассказано тут ->
Не знаете что взять зонт или софтбокс и бюджет поджимает - посмотрите видео ->
И на десерт информация к размышлению о сравнении мелких рассеивателей на видео ->
5. Искусственный свет и творческие эффекты.
Служит для придания объема и цветовых/световых акцентов. Перечислю парочку:
- цветные гель-фильтры (фолиевые) задают цвет вспышкам или LED освещению (съедают часть мощности, стоят недорого);
Также при выборе цветного фильтра следует принимать во внимание принципы сочетания цветов (программа из видео - гугл ).
- солнечные блики и зеркала;
- тени узоры;
- дым с помощью пиротехнических дымовых шашек (цветной/обычный, покупается в пиротехнических и оружейных магазинах, от 3-4 шт. на съемку, следует с осторожностью использовать в городе);
- вэйп отличная штука создать интересный и объемный портрет;
- краситель, как на фестивале красок;
- рис или белая крупа любая;
- пульверизатор или аэрозоль;
- не следует забывать о том что творится в размытии заднего плана - "боке" в вашей ответственности целиком и полностью (окна зданий, автомобили, а может быть просто гирлянда).
Про использование гель-фильтров для исправления тона заднего плана
Спецэффекты и цветные гели
И обязательно попробуйте способ "рисования светом" ("светопись"), когда выставлена длительная выдержка, а изображение формируется фонарем и/или вспышкой! Доступно даже на смартфоне на ручных настройках камеры.
Урок от Олега Зотова ->
И не только
БОНУС! Оборудование.
Частично из моего списка оборудования:
Простая дешевая и надежная портативная вспышка - Neewer TT560 (аналог Горокс, хороший пластик)
Дешевая портативная вспышка, чтобы поиграться с расширенными функциями (зум, стробоскоп, HSS, системы управления несколькими вспышками) - TRIOPO TR-988
Дешевый пускатель (приёмник /передатчик) для вспышки - Godox CT-16 (Neewer тоже самое). У него есть держатель для зонта!
Самая дешевая вспышка для использования дома/студии (питание от сети)
Супер дешевый вариант для дома/студии - вкручивается в патрон е27 и работает от приемника(отдельно)/импульса другой вспышки (S1). Есть разные версии подобных продуктов и от годокс в том числе.
Полезные youtube каналы (в том числе перечисленные здесь):
- Канал Oleg Zotov (уроки)
- Канал PhotoWebExpo (в ранних выпусках много уроков)
- Канал Валентин Христич (про уличную фотографию и не только)
- Канал производителя оборудования Nikon Россия (у выпусках 2-5 летней давности если видео уроки)
- Канал SlyLama TV (переводы Kai W про оборудование, испытания дешевой камерой, история одного фотографа)
- Канал производителя оборудования Godox Photo Equipment Co. Ltd (есть обучающие видео)
- Канал Strobius (про оборудование, Ктиторчука уроки посмотреть желательно)
- Канал Fstoppers (про оборудование, обучающие)
- Канал производителя оборудования Profoto (есть обучающее видео)