Найти тему
Дневник моего отца

КУБА. СЕЗОН ДОЖДЕЙ. Отрывки из книги. 1989 год Перелёт

Чем запомнился семнадцатичасовой перелет Москва – Гавана? Чувством абсолютной неизвестности предстоящих дней. Это естественно: другая часть света, другой климат, другие люди. А еще нас преследовало в этом полете чувство…постоянной, даже чрезмерной сытости. Кормили и поили (даже сухим вином) что называется, отменно, будто на убой.

Тут уж «Аэрофлот» в отличие от внутренних авиалиний с их ненавязчивым сервисом, блеснул своими возможностями, коммерческими связями. После Шеннона, например, мы ели ирландскую курицу и пудинги. После Гандера курица нам досталась канадская. А уж мелко расфасованные перчики, горчичка, маслице заставляли нас умиляться и завидовать проклятым буржуям, которые умеют так красиво «загнивать».

И на десерт – непременно яблоки. На зависть крупные, краснобокие, сочные. Честно говоря, нашими переполненными желудками они уже не воспринимались. И потому практически каждый пассажир, с сожалением вздыхая, прятал яблоки в портфель или сумку – про запас.

-2

Большинство попутчиков-кубинцев тоже «складировали» яблоки нетронутыми. Только потом мы узнали, что для них этот фрукт- одно из лучших лакомств. Примерно как для нас ананасы, бананы, папайя. Естественно, нашим спутникам хотелось бы довезти эти аппетитные плоды умеренных широт до своих домашних, попотчевать их экзотическим фруктом.

Да не тут-то было! Непреодолимой преградой встала на нашем пути кубинская санитарная инспекция. Не оружие и наркотики, не подрывную литературу и прочую контрабанду высвечивали в нашем багаже умные приборы – а яблоки.

Вежливые, подтянутые работники сноровисто расстегивали замки-молнии, отдирали «липучки» и извлекали из самых немыслимых тайников яблоки.. при этом были непреклонны: не один плод не должен покинуть здание аэропорта имени Х. Марти. Оказывается, существует опасность перенесения на яблоках каких-то бактерий, могущих отрицательно повлиять на растительный мир «земного рая», как назвал Кубу ее первооткрыватель Х. Колумб.

Ни одно яблоко не осталось незамеченным. Представляете настроение людей, утомленных полетом, жаждущих отдыха и их отношение к процедуре досмотра! Кто-то чертыхался, кто-то демонстративно протягивал проверяющим свои яблоки: нате, дескать, угощайтесь, если на то пошло. Третьи с усилием жевали огромные брызжущие соком «джанатаны»- чтоб не пропало добро. Как говорится, лучше в нас, чем в таз. Огрызки, порой и целые плоды летели на пол, в урны, под кресла. Эти едоки действовали по принципу: сам не «ам», и другим не дам.

-3

Но вот наконец мы «перекачались» в зал получения багажа, обмена валюты. Эмоции с яблок переключились на новые препятствия. Я же, бесцельно слоняясь в ожидании чемодана, незаметно для себя снова попал к санитарному барьеру. Здесь уже было безлюдно. Закончив обработку нашего аэробуса, кубинцы аккуратно собрали все яблоки. Мешок черного полиэтилена вместил килограммов восемьдесят этого добра.

Выходит, и на этот раз зловредной инфекции не удалось преодолеть океан, последний кордон остался неприступным. Я не знаю, куда впоследствии отправляют содержимое черного мешка. Но думаю, и здесь все делается по инструкции.

Непонятно только одно. Если наш родной «Аэрофлот» знает, что в Гаване такой строгий санконтроль, что «охота» идет именно на яблоки, то зачем же нас, простите, потчевать на протяжении всего рейса этими фруктами? По-хозяйски ли это?

Еще одно дорожное впечатление из разряда малоприятных. Во время перелета кончились у наших мужиков сигареты. В чемоданах, конечно, запас-то имелся. Но сами чемоданы с куревом и заветными водочными бутылками – в багажном чреве «ИЛа». А в кейсах, взятых в салон, одни кроссворды да зубные щетки.

«Стрелять» у соседей неудобно. А тут как раз по роходу стюард с тележечкой. На ней конфеты, сигареты. У наших курильщиков глаза разгорелись: сортов десять-двенадцать.

- Мальборо, пожалуйста.

- Два доллара.

- Тогда Опала пару пачек.

- доллар.

- Ну, Космоса отечественного..

- Мужчина! Здесь все на доллары.

-4

Режиссер Глеб Дроздов и так взрывчат до крайности. А тут не куривши, с пухнущими от воздержания ушами, получает, так сказать, отлуп от своего же соотечественника.

Завелся мужик. На каком, дескать, основании наши родные сигареты за капиталистические доллары? Мы ведь летим на Кубу, в соцстрану.. стюард и слушать его не стал, покатил свою конфетно-сигаретную тележку. Искать платежеспособных покупателей.

Пытались мы потом у самолетной обслуги выяснить: неужели вправду «Аэрофлот» вот таким манером свои валютные запасы пополняет? И есть ли в подтверждение этого бумага соответствующая – инструкция, калькуляция или еще какие-нибудь директивы?

Но чистенькие, бело-голубые стюарды и стюардессы по-российски пожимали плечами и говорили, что так и положено, они ничего не нарушают.

Отступились мы. Стрельнул Глеб у кого-то сигарету и давай жадно дым глотать – нервы успокаивать. И подумалось тогда: а может, на дурачков эта торговля рассчитана? Много ли таких возмущающихся Глебов. Ну, один-два на аэробус. А другой, имеющий в кармане заокеанские банкноты, возьмет и купит отечественное курево за валюту. Если уж невтерпеж.

Долго ли коробейнику внести в кассу полтора родных рубля, спрятав доллар в носок? Он ведь потом на эту зеленую бумажку купит столько товара, сколько положено на нашу красную. Сегодня, по слухам, доллар на черном рынке по отношению к рублю 1:10.

-5

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, ЗДЕСЬ ИНТЕРЕСНО!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Сахарный Союз. "Куба. Сезон дождей" 1989 год

Фидель и медицина. Здравоохранение на Кубе 1989 год

Долги Кубы. 1989 год

Фидель спросил, Фидель ответил. Заметки советского публициста. 1989 год

«Перекур» с Фиделем. Куба. Сезон дождей. 1989 год

Портрет, пепельница, скандал... Наши на Кубе. 1989 год

Перестройка. Советские на Кубе. 1989 год

Советский человек за рубежом и валюта.

КУБА. СЕЗОН ДОЖДЕЙ. 1989 год. Валюта