Судьба данной машины была тесно переплетена с судьбой страны, и так сложилось, что закат СССР одновременно послужил закатом и этого, без преувеличения, уникального автомобиля. История ГАЗ-14 берет свое начало еще в далеком 67 году именно тогда начались работы по проектированию приемника ГАЗ -13 ("Чайка" первого поколения). И только спустя десять лет кропотливой работы была произведена первая промышленная партия автомобилей. Конечно о конвейере речи не шло - машина собиралась исключительно в ручную. Планировалась выпускать не более 100 автомобилей в год, что покрывало потребность страны в представительских машинах для высших гос. чиновников. Кстати первый серийный автомобиль, получивший не типичную вишневую окраску кузова, был подарен тогдашнему руководителю страны Л.И. Брежневу.
Возить "Чайка" должна была так называемый "второй эшелон" власти, поскольку первые лица государства передвигались на правительственных лимузинах "ЗИЛ". Впрочем, своей динамикой и стилистикой она должна была соответствовать последнему, чтобы не выбиваться из общего потока кортежа. По уровню оснащения салона ГАЗ-14 то же уступал разве, что тем же "ЗИЛам" - 2-х зонный кондиционер, сложная система вентиляции и обогрева салона с электроприводами заслонок, электро-стеклоподъемники, аудио техника высочайшего класса, отличная шумоизоляция, радиотелефон, атермальные стекла и т.д. Конечно для современных автомобилей это вообще-то стандартный набор "удобств", но в 70-е годы такой комфорт был доступен не многим. Общую картину комфорта дополняла подвеска и конечно кропотливая ручная доводка всех узлов. Двигатель то же был под стать машине, огромный V8 объемом 5,5 л. и выдававший 220 л.с., а коробка автомат завершала образ эксклюзивной машины.
По мимо собственно лимузина на базе ГАЗ-14 завод штучно выпускал парадные фаэтоны (более привычно, но не совсем верно - кабриолет) главное их предназначение - на таких машинах принимали военные парады в округах, а на главном параде страны трудился конечно "ЗИЛ". Кроме того, выпускали санитарный автомобиль по типу ЗИЛовского "Черного доктора", впрочем, их делал уже завод "РАФ". "Чайка" в разных кузовах поставлялась и за рубеж, для нужд руководства дружественных стран, не мало таких машин "осело" на Кубе, где к слову до сих пор эксплуатируются.
Многие ошибочно считают, что распад СССР положил конец производству данного автомобиля, на самом деле решение о прекращении производства "Чайки" было принято лично первым и последним президентом СССР Горбачевым М. С. В рамках "перестройки", в конце 80х, в стране развернулась компания "по борьбе с привилегиями", под эту компанию и попадал ГАЗ-14. Считалось, что высшим чиновникам страны будет достаточно более доступной "Волги". В 88-м году был выпущен последний автомобиль. После чего все производство, вместе с уже "заложенным" на стапеле автомобилем, будет практически уничтожено.
Могла ли судьба "Чайки" сложиться иначе? Навряд ли. С распадом СССР, потребность в подобной машине само собой отпала, чиновники пересели на иномарки более современные, да и более комфортные. ГАЗ-14 же был детищем эпохи, он олицетворял собой мощь и престиж государства которое могло и производило подобные автомобили. Но ручное мелкосерийное производство было очень дорогим, а сама ее конструкция к началу 90х считалась уже анахронизмом. Кроме того, автомобиль был очень прожорлив и требовал специфического регулярного обслуживания. В реальном "рынке" данная, без сомнения уникальная, машина навряд ли снискала бы себе коммерческий успех.