Найти тему
Elen-glish

Кто виноват, что не получается выучить английский: учитель или ученик?

От кого зависит успех в освоении английского или любого другого иностранного языка: от учителя или от ученика?

Как полиглот я часто бывают в роли ученика, как бывший преподаватель английского, я была "в шкуре" учителя. Поэтому в данном вопросе мне хорошо знакомы обе стороны баррикады.

Часто говорят, что для того, чтобы освоить английский нужно найти хорошего учителя. Кто такой "хороший" учитель - это отдельная тема. Хороших учителей много, на любой вкус и цвет... но не все их ученики свободно говорят на английском. В чём же дело? Может в методике?

Методик тоже бесконечное множество, каждый может подобрать себе подходящую.... но всё равно число англоязычных болтунишек растёт не с той скоростью, с какой хотелось бы.

Дело в том, что хорошего учителя и подходящей методики не достаточно для того, чтобы успешно изучать языки. Когда-то я слышала гениальную фразу "Languages cannot be taught. They can only be learnt". Я с этим полностью согласна. Не важно, как хорошо и доходчиво объясняет учитель, если у ученика голова или сердце заняты чем-то другим, то он не сможет "услышать" то, что объясняет учитель. А механическая тренировка без понимания в английском языке не работает... во всяком случае в большинстве грамматических тем.

Приведу пример, если у меня на работе "аврал" или дома какие-то важные дела, то думать я буду не о грамматике изучаемого языка, а об "аврале". И даже если в этот момент лучший учить будет распинаться в самых подробных объяснениях.... вряд ли я их смогу воспринять. Даже если на занятии и будет что-то получаться за счёт оперативной памяти, то в долгосрочную память ничего не уйдёт, ведь мозг слишком занят "авралом". Если есть возможность переносить занятия, когда появляется "аврал" или "завал", то нужно переносить. Если возможности нет, то лучше позаниматься чем-то для закрепления уже сформированных навыков и полученных знаний, а не пытаться освоить что-то новое.

Но влияние самого ученика на успех занятий не ограничивается только "рабочим" состоянием. Если ученик рассчитывает, что для освоения языка ему достаточно ходить на занятия к хорошему учителю, то результат будет не самым лучшим.

Английский язык - это не математика, история или русский. Здесь нужно "максимально погружаться", нужно окружать себя языком. Есть теории, согласно которым для освоение языка нужно провести "в нём" несколько тысяч часов, а для перехода с одного уровня владения на другой нужно 200-400 часов. Я не верю в точные цифры, но идея не лишена логики. В английском столько исключений, что для того, чтобы научиться правильно читать, писать и говорить, нужно не только поделать упражнения, но и банально "наслушаться" и "начитаться", чтобы спеллинг и правильное произношение стали привычными.

Поэтому ученику нужно помимо занятия с педагогом всегда максимально "погружаться" в язык самостоятельно. Желательно обсуждать свои внеурочные действия с учителем/репетитором, чтобы "погружение" было максимально полезным и хорошо комбинировалось с занятиями с учителем.